Магия звука и пластики

86 жесточайших нервных страданий, — писал Глинка в письме. — Я написал её тогда для фортепиано без слов… В Генваре настоя- щего (1855) года мне посоветовали прибрать к ней слова Лермон- това… Требовалось тесситуры (объёма голоса) две октавы, от ниж- него до верхнего la; Леонова, артистка (contralto) русской оперы, в то время училась уже у меня пению… Не полагая, чтобы голос её (хотя свежий и звонкий) мог удовлетворительно выполнить эту молитву, я для пробы сначала написал на лоскутке бумаги самые трудные места, и так вышло хорошо, что я написал партитуру для оркестра, прибавляя хор для усиления эффекта…» Именно для Ле- оновой была задумана Глинкой и партия в неосуществлённой опере «Двумужница, или Волжские разбойники»; он оркестровал также некоторые свои романсы («Не называй её небесной», «Ты скоро меня позабудешь», «Ночной смотр»). Но в связи с трауром по пово- ду кончины императора Николая I концерт состоялся только в 1856 году. Глинка посвятил Д.М. Леоновой и свой «Вальс-фантазию». Весной 1856 года Дарья Михайловна под влиянием Глин- ки предприняла свою первую заграничную поездку — в Берлин к Мейерберу, к которому композитор дал рекомендательное пись- мо. Начав заниматься с Дарьей Михайловной, тот понял, что ни- чего нового дать ей не может: «У вас так поставлен голос, что вам нужно только побольше петь опер». Поездка стала для певицы сплошным триумфом. В Германии, кроме Берлина, она пела и в других городах, знакомя иностранцев с русской музыкой, в особенности с произведениями М.И. Глин- ки. В Париже, проходя партии различных опер под руководством французского композитора Даниэля-Франсуа-Эспри Обера, масте- ра комической оперы, основателя жанра «большой» французской оперы, Леонова приняла участие в двух музыкальных вечерах. Её называли «pur diamante russe», просили продолжить гастроли по Европе. Получив отказ на просьбу продлить ей отпуск, она всё-та- ки решила вернуться на родину. По возвращении, выступив в «Русалке» Даргомыжского, «Ро- гнеде», «Вражьей силе» Серова, явившись, по выражению выда- ющегося тенора Энрике Тамберлика, королевой Азучен (в опере Д. Верди «Трубадур»), Леонова выступала во всех операх того вре- мени. Но за приверженность к русской музыке и народным песням

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1