Магия звука и пластики

87 ей пришлось расплачиваться карьерой артистки Императорских театров. В 1873 году, когда министр двора отказал Леоновой в под- писании договора на требуемых ею условиях, она оказывается вы- нужденной — после 22-летнего пребывания — покинуть сцену. С этого времени начался новый этап в творческой жизни ар- тистки. Она начала выступать как камерная певица. Гастроли по Литве, Польше, Германии, Франции приносили ей успех и славу. А летом 1874 года Дарья Михайловна предприняла необычайную по смелости для того времени поездку: она отправилась в кругосвет- ное путешествие. Сибирь, Владивосток, Япония, Китай, Америка, Лондон, Париж — всюду концерты Леоновой сопровождались не- изменным успехом. Она пела на демидовских рудниках, заводах и даже в больших деревнях, для рабочих золотых приисков. Из Вла- дивостока до Японии она добиралась на боевом корвете «Боян». В Китае в знак восхищения и признательности после прощального концерта Леонову несли на руках от театра до парохода, освещая путь фейерверками. Возвратившись после турне в Петербург, Дарья Михайловна начала выступать с концертами в пользу сирот и вдов погибших в Русско-турецкую войну. Значительная страница в жизни Леоновой — её знакомство с Мусоргским. «По возвращении моём из путешествия, — расска- зывала Дарья Михайловна, —мне удалось мало-помалу сблизиться с Мусоргским… Когда он писал «Хованщину», то часто бывал у меня; напишет номер и тотчас же является ко мне в Ораниенба- ум и указывает, какого исполнения желает...» Мусоргский посвя- ти Леоновой «Гадание Марфы», «Песню Марфы» (с оркестром) и заключительную сцену из последней картины оперы. Именно об этой сцене Мусоргский писал другу: «3 месяца прошло в муках с Д.М. Леоновой, и аз многогрешный увенчан венком. Написал по- рядочно сцену Марфы с Андр. Хованским перед самозажиганием. Леонова в слёзы обратила в этой сцене слушателей, совсем особен- ное, небывалое сценическое положение». Летом 1879 года Д.М. Леонова предложила Мусоргскому отпра- виться вместе с нею в большое концертное турне по южным городам Украины и России. Владимир Васильевич Стасов, при деятельном участии которого сформировалось художественное объединение,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1