Магия звука и пластики

88 известное под именем «Могучая кучка», и композитор Милий Алек- сеевич Балакирев, который, как и Модест Петрович, входил в это объединение, отговаривали композитора от поездки в столь «постыд- ной» для себя роли аккомпаниатора при певице. Но сам композитор так не считал, тем более что он должен был выступать в концертах с певицей на равных правах — и как солирующий пианист. 21 июля 1879 года Леонова вместе со своим мужем Ф. Гридниным, взявшим на себя функции администратора, и М.П. Мусоргским выехали из Петербурга. Маршрут трёхмесячного путешествия был обширен: Полтава, Елизаветград, Николаев, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Феодосия, Ростов-на Дону — обилие впечатлений! Все кон- церты сопровождались неизменным успехом. Репертуар концертов был разнообразным. Он включал музыку западных композиторов: Шуберта, Шумана, Шопена, Листа. Одна- ко большую часть составляли произведения Глинки, Даргомыжско- го, Балакирева, Бородина, Мусоргского. Модест Петрович исполнял фортепианные транскрипции симфонических эпизодов своих опер, антракты из музыки Глинки к драме Кукольника «Князь Холмский». Возвращаясь в Санкт-Петербург из этой поездки, Леонова и Мусоргский остановились в Твери. Их концерт состоялся 17 октя- бря 1879 года в зале Дворянского собрания. Спустя полгода они снова приехали в Тверь, где дали два концерта. Газета «Тверской вестник» писала: «Сверх программы по желанию публики пропеты г-жою Леоновой «Песенка о блохе» и «Баллада» Мусоргского, ария из «Пророка» — «Подайте», «Возле речки» и др. Мусоргский по требованию публики повторил «Шторм» и вступление к «Хован- щине». После исполнения г-жой Леоновой вокальных сочинений Мусоргского каждый раз был вызываем автор». В конце сезона 1881—1882 года певица приняла участие в сим- фонических концертах, посвящённых памяти Николая Рубинштей- на. На её участии настоял Антон Григорьевич, брат пианиста. По возвращении в Петербург Леонова вместе с Мусоргским организовала курсы пения, продолжавшие существовать и после смерти композитора — сначала в Москве, куда она на время перее- хала (1888—1892), а затем снова в Петербурге. О Леоновой-педагоге написал в своих воспоминаниях её ученик, а впоследствии вокальный педагог, режиссёр Василий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1