Магия звука и пластики

89 Петрович Шкафер: «Преклоняясь перед её высокочеловеческими достоинствами, перед её исключительным дарованием артистки… я при всём моём желании не мог удовлетвориться наличием её по- знаний в области строгой школы вокального искусства и постанов- ки голоса. Тут было много чисто субъективного понимания этого дела. Леонова отличалась там, где требовалось показать романс или арию — особенно наших русских классиков: здесь каждое её заме- чание было драгоценным. Что же до голосовой техники, выработки дыхания и прочее, обработки самого голоса, весь её метод имел чисто субъективный характер…» Из её учеников особенно выде- лились тенора Лаврентий Дмитриевич Донской, певший в Импера- торской московской опере, и Леонид Витальевич Собинов. Весной 1895 года Леонова тяжело заболела, а 7 февраля 1896 года скончалась. За 22 года пребывания на оперной сцене Леонова создала боль- шой и разнообразный репертуар. В течение 16 лет она была един- ственным контральто на сцене Петербургского театра. Работая над партиями, она всегда старалась «лепить образ». Разносторонний талант Леоновой появился и сочинении музы- ки. Ею написано несколько романсов (романс «Слеза», вальс-ка- приз для голоса с фортепиано «Письмо после бала»). «Служа другим — сгораю» — такими словами поклонники Дарьи Михайловны Леоновой оценили на её похоронах огромный вклад певицы в развитие русской вокальной школы. «МОЛИТВА РУССКИХ» (Алексей Фёдорович Львов) Музыку обоих гимнов России — в XIX и XX веках — написа- ли композиторы, имеющие прямое отношение к Тверскому краю: Алексей Фёдорович Львов и Александр Васильевич Александров. Автор музыки национального гимна Алексей Львов проис- ходил из старинного дворянского рода. Его предки ещё в первой половине XVII века получили земли в Новоторжском уезде и про- живали здесь в течение многих поколений. Дед композитора, Пётр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1