Магия звука и пластики

98 Василий Петрович Воскресенский, бывший русский офицер. С его труппой сотрудничали Михаил Фокин, Джордж Баланчин, сестра Вацлава Нижинского Бронислава. В труппе также танцевали Ири- на Баронова, Татьяна Рябушинская и многие другие представители русской классической школы балета. Эльза Марианна фон Розен прославилась балетными реконструкциями и постановками бале- тов Августа Бурновиля, которые готовила вместе со своим мужем Алланом Фридериком. Совместная работа с известным балетмейстером накладывала на молодого дирижёра большую ответственность: спектакль был поставлен прекрасно. Впоследствии Роберт Эрнестович 27 раз ди- рижировал «Сильфидой». Это было во время гастрольной поездки балетной труппы Кировского театра в Париж, Женеву и Лозанну. Для дирижёра гастроли стали серьёзным испытанием. «Танец требует очень точного сопровождения, — говорил Роберт Эрнесто- вич. —Музыку в балете надо «подкладовать» так, чтобы было удобно её танцевать. Поэтому чисто балетную классику Людвига Минкуса, Цезаря Пуни, Рикардо Дриго дирижировать чрезвычайно сложно». На гастролях в Париже Роберт Лютер знакомится с Рудоль- фом Нуриевым, который с 1983 года возглавлял балетную труппу в Grand Opera. Выдающийся танцовщик, бывший солист балета Кировского театра, он не мог пропустить встречу с балетной труп- пой, в которой когда-то танцевал. Нуриев был знаком и с артиста- ми оркестра, через которых передал своё пожелание поработать с молодым дирижёром. В 1988 году Нуриеву разрешили приехать в СССР, чтобы посетить родственников и выступить на сцене Ки- ровского театра. Он выбрал балет «Сильфида», которым дирижи- ровал Лютер. Впоследствии их знакомство переросло в дружбу. Рудольф Нуриев был не только выдающимся танцовщиком, но и прекрасным музыкантом. Всю жизнь он изучал музыку, слу- шал грамзаписи, читал и посещал концерты. Как-то раз на приёме у французского посла, который был организован в честь Нуриева, Роберт Лютер вместе с танцовщиком пели песни и играли на ро- яле. В последние годы жизни, когда артист из-за болезни уже не танцевал, он начал дирижировать симфоническим оркестром. Ро- берт Лютер вспоминал: «В Вене, в филармонии — был первый его выход, если не ошибаюсь, в ноябре 1991 года <…> все балетные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1