Деревенские нэпманы
136 А . Н . ГОЛОВКИН занавески, на кроватях – льняные наволочки и подвески, утирались льняными полотенцами с вышитыми концами. Из льна делали и до сих пор изготовляют вату и бинты, которые исключают заражения больных. Изделия из льна, убранного и обработанного вручную, отличались мягкостью, свежестью, прочностью, долговечностью и красотой. Они смогли выдержать конкуренцию со стороны английской шерсти, ази- атского хлопка, первых синтетических материалов. Но лен требует напряженного труда и большого терпения. В мае его чаще всего сеяли ручным способом из лукошка, так как сеялок во вре- мена НЭПа было мало. В июне руками пололи сорняки, в августе лен теребили, связывали в снопы, которые ставили в суслоны. Крестьяне знали, что лен надо вытеребить быстро, не дольше 12 дней, чтобы в нем не было основного сорняка – колючего пырея, уколы которого крестьянки и подростки при тереблении испытывали на себе. Ручное теребление льна обеспечивало высокое качество как льноволокна, так и семян, в которых сорняков не наблюдалось. Потом снопы льна отвозили с поля на гумно, там их молотили и провеивали семена. Льносолому снова отвозили в поле, расстила- ли под августовские росы, а через месяц поднимали отлежавшуюся тресту. Тресту привозили на гумно или в ригу, там ее мяли, трепали, очищали от костры до получения льноволокна. Из льноволокна долгими зимними вечерами бабы и девки пряли на расписных прялках нити, из которых потом ткали льняное полот- но. Орудиями для прядения было веретено и прялка. Веретено – это гладкая тонкая палочка, суженая к верхнему концу с утолщением на нижнем конце. Длина веретена примерно 25 см, диаметр в средней части 10–12 мм. Прялку в деревне делали из хорошей ели с мощными корнями. Из корня тесали основание прялки, а из ствола саму тонкую прялку с широкой лопастью на конце. На лопасть наносили рисунок, а на основу – резьбу, на какую только был способен мастер. В долгие зимние вечера собирались деревенские девушки с прял- ками в нанятой просторной избе и начинали прясть, посматривая на других – чья же пряжа тоньше и кто больше напрял. Пряли, пока не приходили к ним парни с гармошкой, которые рассказывали разные случаи из жизни, пели частушки, хороводились, влюблялись. В это вре- мя дома пряли льняную нить их матери и бабушки. В деревне не было ни одной женщины, которая не умела бы прясть нить и ткать холст.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1