Деревенские нэпманы
176 А . Н . ГОЛОВКИН ни, возрастал вес середняков и зажиточных крестьян. Бедняков на- считывали единицы, поэтому их могли записать наперечет, поименно. Советская власть заявляла, что по стране тогда было 35% бедняков от численности всех крестьян, такую же цифру указывали и в отчетах Бежецкого уездного исполкома. В карельских деревнях Бежецкой во- лости Бежецкого уезда были определены всего 10 бедняцких хозяйств, Сулежской волости Бежецкого уезда – 5 бедняков да одна батрачка, всего 16 бедняков на 501 карельское крестьянское хозяйство – это всего 3,2% от общего числа крестьянских хозяйств в 13 карельских деревнях. Кулаки в деревне Кулаком является не владелец имуществом вообще, а тот, кто ростовщически эксплуатирует местное население. М.И. Калинин Слово «кулак» – это не изобретение советской власти, его можно найти в романе И.С. Тургенева «Новь», оно появилось в ходе реали- зации крестьянской реформы 1861 года, когда началось расслоение среди мужиков. Успешные хозяева могли скупать у сельской общины или у других крестьян участки земли, давать в долг зерно под процен- ты или за отработку на своем участке, преумножая свои богатства. В деревне их называли разными словами: перекупщик, маклак, прасол, сводчик. Перекупщики разъезжали по деревням, покупали у крестьян скот, зерно, муку, масло, другие продукты и продавали их на рынке по более высокой цене. Маклаки, прасолы (скупщики скота. – А.Г. ), сводчики выступали в роли посредников при торговых сделках. Нередко их люди останавливали крестьянские подводы на подъ- езде к рынку или базару, предлагали продать им оптом зерно, мясо, рыбу или другие продукты, которые они везли на рынок. Говорили, что сами заклеймят тушу теленка или быка, выплатят торговый сбор на рынке. Потом продавали эти товары на рынке по более высокой цене, получая себе барыш. В деревне было явно негативное отношение к истинным кулакам – перекупщикам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1