Деревенские нэпманы

177 Деревенские нэпманы Современники И.С. Тургенева писали, что кулак не любит ни зем- ли, ни хозяйства, ни труда, он любит только деньги. Все у кулака дер- жится на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Капитал ему достался по наследству или добыт неизвестно какими средствами. Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского язы- ка» писал: «Кулак – это перекупщик, переторговец, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обсчетом, обмером». Здесь также име- ется в виду, что сам кулак ничего не производил, не пахал, не сеял, не убирал хлеб и не молотил его, никакими ремеслами не занимался. Руководители Советского государства и коммунистической пар- тии применяли произвольное расширительное толкование понятия «кулак», подводя под него как единичных крестьян-ростовщиков, так и массовый слой зажиточных крестьян. В официальных советских до- кументах не было понятия «деревенские нэпманы», в них зажиточных крестьян называли не иначе как «кулаки», «сельские эксплуататоры», «сельская буржуазия», «нетрудовые хозяйства», «лишенцы». Позднее из всех этих понятий осталось одно определение зажиточного крес- тьянина – «кулак», независимо от того, занимался крестьянин ростов- щичеством, давал хлеб в долг под большие проценты или сам и его семья наживали капитал своим личным трудом. Руководитель Советского государства В.И. Ленин заявлял, что ку- лаком надо считать даже всякого крестьянина, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наемного труда, но прятал хлеб. Использование крестьянами наемного труда во время НЭПа до- пускалось при условии, что все наличные члены хозяйства работали наравне с наемными работниками, и что эту работу самому хозяйству выполнить было невозможно. Право граждан на организацию про- мышленных и торговых предприятий было закреплено в Гражданском кодексе РСФСР, введенном в действие с 1 января 1923 года. Всех зажиточных крестьян советская власть называла не ина- че как «кулаками», она навязывала всем это понятие и навязывала признание кулака как классового врага, который подлежал ликви- дации. Признание кем-либо из оппонентов кулаков зажиточными трудолюбивыми и рачительными крестьянами руководители боль- шевистской партии рассматривали не иначе как «правый уклон» к линии партии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1