Деревенские нэпманы

178 А . Н . ГОЛОВКИН Советская власть умышленно поделила деревенских жителей на классы, начиная с 1925/1926 годов, введя необлагаемый налогом до- ход малоимущих крестьян, и одновременно – прогрессивный налог для экономически крепких хозяйств. В печати стали последовательно формировать образа «кулака-мироеда», как злейшего врага социа- лизма. Руководители советского правительства пытались определить критерии класса «кулачества». Председатель Моссовета Л.Б. Каменев (Л. Розенфельд) в 1925 году утверждал, что кулацким является любое хозяйство, имевшее свыше 10 десятин земли, независимо от территории страны и числа едоков в семье. Секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за работу в деревне, В.М. Мо- лотов (Скрябин) в 1927 году заявлял, что к кулакам надо отнести тех крестьян, которые арендуют землю и нанимают работников не на се- зон, а на год и более длительные сроки. Но тогда землю арендовали как середняки, так и бедняки, а середня- ки нанимали работников как на сезон, так и на более длительный срок. Председатель Совнаркома А.И. Рыков относил к кулацким хозяйс- твам те, которые хорошо обеспечены и применяют наемный труд, а также владельцев сельских промышленных заведений – мельниц, кузниц, маслобоен, толчей и других. Председатель ЦИК СССР, деревенский выходец, М.И. Калинин го- ворил, что кулаком является не владелец имущества вообще, а тот, кто ростовщически эксплуатирует местное население, отдает в рост капи- тал и использует средства под ростовщические проценты. М.И. Кали- нин был ближе всех к истине в понятии слова «кулак». Ростовщики чаще всего сами не занимались сельским хозяйством, скупка и перепродажа хлеба и скота были их основным занятием. На вырученные обманом, обсчетом или обвесом деньги ростовщик осенью закупал хлеб по низкой цене не только впрок для своей семьи, а набивал им амбары. Весной же продавал хлеб на рынке по высокой цене или давал зерно на семена в долг под большие и неподъемные для крестьян проценты, то есть себе в рост. В деревне тогда было распространено не денежное, а натуральное ростовщичество. Долг платили хлебом, собственным трудом или ус- лугами. В любой деревне все жители хорошо знали, кто дает хлеб в долг без наживы, а кто сделал это дело для себя промыслом, на кото- ром богатеет. Весной, когда в бедных хозяйствах не оставалось хлеба,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1