Деревенские нэпманы
186 А . Н . ГОЛОВКИН Деревенские нэпманы Источник обогащения деревенской буржуазии – здоровая, творческая, действительно полезная хозяйственная деятельность. В.П. Рябушинский В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова к понятию «нэпман» отнесены частный предприниматель и торговец во време- на НЭПа, в то же время «зажиточный хозяин» в словаре указан, как обладающий достатком, состоятельный человек. Чем же деревенский нэпман, то есть трудолюбивый, старательный, зажиточный крестьянин – «культурный хозяин», отличался от кула- ка? Тем, что все свое богатство он наживал своим тяжелым трудом и трудом своей семьи, а кулак-ростовщик наживал капитал за счет спекуляции, мошенничества, обмана, обсчета и применения труда наемных работников. Русский фабрикант В.П. Рябушинский, отец которого с 1869 года, в числе других предприятий, владел бумагопрядильной фабрикой в Вышнем Волочке Тверской губернии, будучи в эмиграции, написал книгу «Русский хозяин», изданную в Париже в 1928 году. Говоря о времени НЭПа в России, он делил всех людей по отношению к собс- твенности на четыре основные группы: 1. Хозяева – работящие, бережливые и деловые люди, организа- торы труда, созидатели ценностей, накопители богатств. 2. Святые – бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные люди, для них житейские блага не имеют никакого значения. 3. Завистники – люди озлобленные и бесплодные, не требующие дальнейшего пояснения. В России широко известен завистник- обличитель, вечный искатель чужих ошибок и проступков, вздор- ный, мелочный, придирчивый и всегда бестолковый человек. 4. Неудачники – бесхозяйственные, безалаберные люди, лишен- ные делового чутья и понимания, бездарные, расточительные, бестолковые и ленивые. Сюда же нужно отнести фантазеров, далеких от жизни теоретиков и наивных мечтателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1