Деревенские нэпманы

198 А . Н . ГОЛОВКИН Карелы считали, что если они пользуются земельными наделами, как и прежде до Октябрьской революции, то это их собственная зем- ля. Им было далеко до понятия, что они только пользуются землей, а владеет и распоряжается землей уже государство. Если даже многие грамотные граждане страны, в том числе и коммунисты, не различали понятий пользования, владения и распоряжения, то что можно было спрашивать с неграмотных крестьян, тем более плохо владеющих рус- ским языком карел? Чтобы не было несправедливости между ними, карелы категори- чески отказывались вести переделы пахотной земли. Они пахали и об- рабатывали свои участки, передававшиеся из поколения в поколение уже более 250 лет. По-прежнему каждый год делили лишь сенокосы и неудобья. Семейные разделы в карельских деревнях случались, как обычно, не чаще, чем до революции. Так как делились лишь при крайней необходи- мости, в карельских деревнях многие семьи сохранялись большими, а дома были пятистенными на две избы. Другие дома тоже были с двумя избами, отделенными сенями. Одна изба смотрела окнами на деревен- скую улицу, а другая – в огород. В каждой избе жили женатые братья с детьми, их родители жили у старшего брата, а младшие навещали их каждый день по несколько раз. Так и жили в деревнях три поколения – работоспособные крестьяне, их дети и престарелые родители. Работали много и натужно, старики едва доживали до 60–65 лет, надрываясь на тяжелой работе в поле, в лесу и на гумне или риге, страдая от болезней и военных ранений. Редко кто из них переша- гивал 70-летний рубеж, но многие карельские женщин доживали до 85–90 лет и больше. Делились лишь крепкие семьи, имевшие много земли и скота, не случайно через несколько лет, при коллективизации, были раскулаче- ны династии Зайцевых из деревни Байки, Голубевых из Горбовца, Ма- ровых из Шейна. На хутора при советской власти ни из одной деревни, в отличие от других местностей, никто из карел не выехал. В деревнях Байки, Горбовец, Калиниха по 2–3 семьи выделились на отруба без переселения из деревни. Большинство семей продолжали оставаться крепкими и многочисленными, по 9–11 человек, поддерживая вековые семейные традиции. Семейные устои в карельских деревнях оставались крепкими и незыблемыми. Слава Богу, что до глухих карельских деревень с не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1