Деревенские нэпманы

201 Деревенские нэпманы Заглядывали лудильщики, чтобы лудить прохудившиеся медные самовары и другую медную посуду. Много забот для крестьянина доставляла лошадь и связанные с нею транспортные средства. В деревне сами крестьяне выполняли работы шорника, который мастерил упряжь для лошади, и тележника, мастерившего телеги, одры, дроги и сани. До революции в богатых помещичьих имениях вместо тележника было много отдельных ремесленников, о которых можно судить по их названиям: клещевики, которые делали заготовки для хомутов, огло- бельщики, осевики, колесники, санники, каретники и другие. В дерев- не же крестьянин готовил телегу или одер, начиная от осевых подушек, колес и до оглобель и ременной упряжи один самостоятельно. Для перевозки грузов применялись одры, телеги, дроги, сани, а для по- ездок некоторые имели повозки-двуколки. В нашей местности основным средством передвижения и перевозки грузов была лошадь, запряжен- ная в одер с одерками (решетками) или без них. Передняя и задняя оси покоились на березовых подушках, которые соединялись между собой березовыми слегамиили дрожинами (продольными брусами). Оси долгое время делали из березовых заготовок, позднее они стали металлически- ми. Оси скреплялись с подушками неподвижно, вращались одни колеса, зафиксированные от падения металлическими стержнями (чеками). Дно одра сплошь выстилалось строганным тесом, на одре пере- возили снопы с зерном, зерно в мешках, сено, солому, льнотресту и другие грузы. Одерки (решетки) устанавливались спереди и сзади при перевозке людей и некоторых грузов. В каждом хозяйстве было по одному или два одра. Телега деревянная также четырехколесная одноконная предназна- чалась, в основном, для вывозки навоза на поля. Короб телеги имел только боковые стенки, которые представляли форму в виде буквы V без передней и задней стенок. Навоз в поле выгребали изогнутыми двузубыми вилами. Во время колхозов на телегах возили также силос из силосных ям на фермы. Обычно в каждом крестьянском хозяйстве достаточно было иметь одну телегу, а также одни дроги для перевозки бревен и дров. Дроги были в 2 раза длиннее телеги, передняя и задняя оси соединялись между собой одной дрожиной (продольным брусом). На зиму колеса и оглобли с одров, телег и дрог снимали и хранили их под крышей. Сами эти перевозные средства устанавливали для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1