Деревенские нэпманы
262 А . Н . ГОЛОВКИН семейств. Пусть это кулаки, хотя многие из них имели совершенно ничтожное, ниже середняцкого, состояние, пусть вредные элементы, хотя, правду сказать, многие попали сюда только из-за злых языков своих соседей. Но все же это люди, а не скотина, и жить им приходится гораздо хуже, чем живет скотина у культурного хозяина». Кроме раскулаченных и высланных крестьянских хозяйств, де- сятки тысяч крестьян умерли от голода в своих домах. Здесь уместно привести слова одного поэта, что хотели сравнять деревню с городом, а сравняли ее с землей. В годы коллективизации, как и позднее, в пос- левоенное время, просто выжить в бедной голодной деревне, в лагере или на спецпоселении, было сродни подвигу. 18 октября 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». По этому закону, в числе других репрессированных категорий граждан, подлежат ре- абилитации лица, которые по политическим мотивам были подверг- нуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограниченной свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод. Но ко времени выхода этого закона в живых оставались немногие из раскулаченных крестьян, в основном их несовершеннолетние дети. Советская власть признавала кулаков в деревне отдельным контр- революционным классом, так ли это, были ли зажиточные крестьяне отдельным классом? Споры о делении общества на классы и группы не утихали длительное время, вспыхивают и сейчас. Сторонники те- ории К. Маркса и В.И. Ленина в основу деления отнесли отношения к собственности и формы владения средствами производства. В своей работе «Великий почин» В.И. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающихся… по их отношению к средс- твам производства, по их роли в общественной организации труда. Классы – это такие группы людей, из которых может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Другие теоретики делили общество на классы в зависимости от профессиональной деятельности людей и их вклада в развитие об- щества. Третьи – в зависимости от уровня доходов, авторитета и вли- яния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1