Деревенские нэпманы

3 Деревенские нэпманы Введение В предыдущих книгах о тверских карелах я писал об истории и жизни карел на основе материалов, полученных из архивных источни- ков, документов, воспоминаний очевидцев и других первоисточников. Пытался осветить многие факты, начиная от рождения карельской нации в IX веке на Карельском перешейке и Приладожье и до начала XXI века уже на тверской земле. История карельских деревень Твер- ской губернии и их жителей неразрывно связана с русским населени- ем, с которым они проживали рядом, своими деревнями, или совмес- тно с ними в одной деревне. Но остались неизученными еще «белые пятна» в истории твер- ских карел, одно из них – короткий период их жизни, так же, как и русского населения, во время объявленной советской властью новой экономической политики (НЭП) в 1921–1928 годах, последующего за ней раскулачивания и коллективизации крестьянских хозяйств в 1929–1932 годах. О коллективизации и раскулачивании крестьян карельских деревень в 1931–1932 годах я писал в книге «История од- ного колхоза». Обучаясь в школе и институте, о времени НЭПа мы могли судить лишь по плакатам с критикой советского городского буржуя. На тех же плакатах мы видели крестьянина за работой: он пашет плугом или сохой землю, бросает из лукошка в нее зерна или молотит цепом хлеб нового урожая. Но тогда не было, и до сих пор нет понятия «деревенс- кий нэпман», было и есть другое насаждаемое нам понятие – «кулак». Задача кулака-ростовщика – заработать деньги путем скупки и пе- репродажи хлеба, скота и сельскохозяйственных продуктов на выгод- ных для себя условиях, то есть путем спекуляции, или выдачи ссуды под большие проценты, то есть в рост. Главная задача деревенского нэпмана, как любого другого крестья- нина, была – прокормить, одеть и обуть свою семью, при возможности дать образование детям. Деревенские нэпманы часто безвозмездно помогали бедным семьям продуктами питания, пользованием мо- лотилками, сеялками и другими сельскохозяйственными машинами, лошадями для пахоты, сева и уборки урожая. Они хорошо уживались со своими соседями, понимая, что в деревне все на виду, каждый жи- тель все знает о жизни других.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1