Деревенские нэпманы

66 А . Н . ГОЛОВКИН значительно потеряла из-за этого свою дореволюционную произво- дительность и товарность хлеба и сельскохозяйственных продуктов. В «Крестьянском наказе», вошедшем в Декрет о земле, было запи- сано, что право частной собственности на землю отменяется на- всегда. Вся земля обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование крестьянам и другим лицам, которые обрабатывали ее своим трудом. Декрет о земле одним росчерком пера уничтожил результаты всей выкупной кампании крестьян по реформе 1861 года. За выкуп одного надела крестьянин Тверской губернии заплатил 150 рублей и стал собственником этого надела. После 1917 года оказалось, что три пре- дыдущих поколения крестьян, экономя на питании и одежде, выкупа- ли напрасно эти земельные наделы. Они смогли ими воспользоваться, как собственники, всего 20–30 лет, в зависимости от срока окончания выкупа наделов каждой сельской общиной. Узнав о декрете, крестьяне ожидали, когда советская власть заключит с ними купчие на гербовой бумаге с печатью на их наделы, еще не осознавая, что земля им уже не принадлежит. Таким образом, выдвигая революционный лозунг «Земля – крес- тьянам», после Октябрьской революции 1917 года большевики на деле лишили крестьян их собственности на землю, доставшейся им путем длительного денежного выкупа, то есть фактически обманули неграмотных крестьян. Объявив диктатуру пролетариата, большевики всеми силами препятствовали и не допустили для защиты крестьян создания Крестьянской партии или Крестьянского союза, хотя в Рос- сии тогда около 90% населения было крестьянами. Беда деревни после Октябрьской революции 1917 года была в том, что советская власть боролась с сельской общиной. Во время неуро- жая, пожара, падежа скота или при стихийном бедствии община выде- ляла бедной семье хлеб из хлебного магазина и помогала крестьянину работой и другими способами. После революции все общинные связи были нарушены, крестьянин мог надеяться только сам на себя и свою семью. Формально сохранялась форма местного самоуправления – схо- ды, на которых допускались все члены крестьянского двора, в том числе и женщины. Женщины-активистки собирались на сход, как на праздник. Вместо повседневных рабочих фуфаек они надевали плю- шевые черные жакетки, головы повязывали серыми или коричневыми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1