Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

35 В пьесе два основных противопоставленных друг другу женских образа— пятая жена Ивана Грозного юная, миловидная царица Анна Васильчикова и Василиса Игнатьевна Мелентьева. Оба эти образа в спектакле выпуклы и жизненны. З. Шерстневская в роли царицы Анны играет сдержанно, очень просто. Ей удается находить тонкие и очень убедительные штрихи, которыми она постепенно рисует кроткую, добрую, беспомощную в своей доброте, юную женщину, воля которой сломлена тепличным воспитанием в девичьих покоях боярских хором, женщину, способную искренне любить, как тихо, тайно любит она Андрея Колычева, способную ненавидеть, как ненавидит она убийцу отчима и родных Малюту и в то же время не способную к борьбе, покорную своей злой судьбе, безропотно принимающую из рук любимого чашу с ядом. Только в минуту душевных потрясений в ней на миг просыпается чувство протеста. С огромной силой говорит она о муже: «Какой он лютый!». Ужас и гнев появляются на ее лице. Но прошло мгновенье, и вновь она покорна судьбе. Она тихо живет, втихомолку страдает и тихо умирает. Василиса Мелентьева в исполнении М. Комбиран—полная ее противоположность. Хитрая, властолюбивая, необузданно одержимая жаждой власти, она смело идет против течения, не оглянувшись, переступает через обман, ложь, подкуп, жертвует любимым, убивает свою благодетельницу, прорываясь к короне царицы. Все это сильно и ярко показывает Комбиран. Особенно запоминается сцена ночью в сенях дворца, когда она с диким криком, в котором звучит подлинный ужас, бледная, простоволосая появляется в дверях и потом, успокоившись, уверенная в себе, в силе своей красоты, засыпает, бережно прикрытая кафтаном царя. Хорош в спектакле В. Оболенский в маленькой роли воина и старого феодала князя Михаила Воротынского. Е. Котович удалась роль мамки царицы. Не получился у актера А. Мальченко образ дворянина Андрея Колычева. Внешне он сделан удачно. Именно таким рослым, русокудрым, сильным физически и слабым духом представляешь себе красавца Андрея, которого тихо любит царица Анна и которым вертит, как своим послушным оружием, хитрая и умная Василиса. Но не удалось Мальченко показать ни лиричности Андрея, ни тяжелой внутренней борьбы, происходящей в нем, когда он по приказу любимой женщины идет клеветать на царицу, ни даже такая драматическая сцена, когда он, поднося царице яд, узнает, что та его любит. В наиболее патетических местах Мальченко нажимает главным образом на голос. Он кричит, и это не только портит его роль, но и смазывает художественную цельность всей картины. И, наконец, большим пробелом в спектакле является совершенно неверная, на наш взгляд, трактовка образа Малюты артистом М. Рыбаковым. Кровавый облик руководителя опричнины хорошо и полно освещен историей. Это был, несомненно, хитрый царедворец, мастер дворцовых интриг, но при всем том это был, безусловно, способный человек, долгое время являвшийся правой рукой царя, руководивший при дворе партией

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1