Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

40 Маленькая, беззащитная, но отважная н настойчивая Герда, совершающая свой подвиг во имя дружбы и детской любви, вот уже около ста лет является одной из самых любимых сказочных героинь. Особенно близка она советским ребятам, умеющим ценить мужество, настойчивость, верность и дружбу. Советская детвора может от души поблагодарить драматурга Евгения Шварца, который вывел Герду и ее друзей со страниц книги на сцену детского театра, сделав из сказки чудесную, увлекательную и умную пьесу. Обычно художественное произведение в инсценировке тускнеет, образы теряют свою выпуклость, закон - ценность. Со сказкой «Снежная королева» этого не произошло. Драматургу удалось ярко передать тонкую поэзию андерсеновских образов. Больше того, старая сказка, пересмотренная с точки зрения современного советского человека, не только не поблекла и не потеряла своей поэтической силы, но стала еще более яркой, острой и увлекательной. Умный драматург хорошо понял мудрого сказочника. Пьеса написана прекрасным языком, со светлым, добродушным андерсеновским юмором. И андерсеновские и вновь выведенные персонажи пьесы, полнокровно живущие в поэтическом сказочном мире, в то же время очень близки к миру реальному, и маленькому зрителю, с увлечением следящему за чудесными приключениями сказочных героев, есть над чем поразмыслить, есть чему поучиться. Эту мудрость андерсеновских иносказаний хорошо раскрыл молодой режиссер С. Федоров, ставивший «Снежную королеву» в Калининском театре Юного зрителя. Пьеса звучит со сцены театра, как поэтическая песня о силе дружбы, о верности, о всепобеждающей воле, о горячем человеческом сердце, которому не страшны ни морозы, ни вьюга. Если можно так выразиться, Калининский ТЮЗ умеет рассказывать сказки своим зрителям. В свое время он удачно показал грузинскую «Сказку о храбром Кикиле», русскую «Финист—ясный сокол» и, наконец, чудесно поставил поэтическую «Сказку» М. Светлова, овеянную пафосом героики наших дней. Хороший спектакль «Снежная королева» займет достойное место в сказочном репертуаре театра. В нем все хорошо: н умный режиссерский замысел, и легкая поэтическая, как сама сказка, музыка композитора Е. Каменоградского, которая, к сожалению, слишком экономно вкраплена в спектакль, и декорации художницы Л. Тимофеевой, сумевшей использовать каждый уголок маленькой сцены и воздвигнуть на ней и сказочный дворец, н мрачную разбойничью пещеру, и фантастический уголок ледяного царства, где голубые сверкающие глыбы причудливо громоздятся друг на друга. Особенно хороша актерская игра, игра искренняя, живая, яркая, отмеченная настоящим творческим огоньком. Вот появляется на сцене маленькая девочка в накрахмаленном чепчике, в белоснежном передничке, и сразу узнаешь в ней Герду такой, какой представлял ее в детские годы, читая Андерсена. Герда очень удалась артистке В. Вайнштейн. Она рисует ее милой, ласковой девочкой, наивной и в то же время умеющей постигнуть козни короля и советника, детски пугливой и смело идущей во имя дружбы в пещеру разбой- ников и в страшное ледяное царство. Какая искренняя радость звучит в ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1