Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

43 на вид, но полного чудесной энергии и бодрости полководца. Суворов радуется вместе с ними. Он растроган, он отечески ласково кричит им. — Чудо-богатыри! Птенцы мои! Герои! Слава вам, слава! Мы видим великого полководца в самые тяжелые минуты его жизни. Жалкая копия Фридриха II, бездарный самодур Павел вновь вводит в суворовских войсках прусскую муштру, одевает их в маскарадные парики, а врага своего, гениального полководца, отрывает от армии и ссылает в село Кончанское. С какой силой показано в фильме, как Суворов прощается со своими боевыми товарищами! Растерянность на мужественных обветренных суровых лицах. В глазах, не раз бесстрашно видевших смерть, — слезы. Солда- ты долго бегут вслед за тройкой, на которой уезжает их полководец, их Суворов. Мы видим Суворова в самом зените его боевой славы, когда он снова ведет русские полки в «италийский» и швейцарский походы, являвшиеся вершиной военного искусства того времени и апофеозом боевой суворовской славы. Под Сен-Готардом французские войска преградили русским путь. Положение казалось безвыходным. Но Суворов не знает безвыходных положений. Он послал сильный отряд в обход французам, а сам бросается навстречу врагу. Дорогу его полкам преграждает бездонная пропасть, над которой, как паутина, висит узенький мост, взорванный неприятелем. — Через сию соломинку путь к победе,—задумчиво говорит полководец. И начинается легендарный штурм Чортова моста. Разобрали избушку. Бревнами заложили пролом, бревна скрепили офицерскими кушаками, и через это ненадежное сооружение армия неудержимым потоком хлынула вперед, к победе. Этой захватывающей сценой, воспроизводящей один из славнейших подвигов русского оружия, завершается фильм. Фильм окончен, но образы его надолго, навсегда запечатлеваются в памяти. Замечательно исполняет роль великого полководца артист Н. Черкасов. Его игра превосходна. Именно таким волевым, умным, жизнерадо- стным, простым, чуждым всякой рисовки и позы человеком, глубоким стариком с молодым голосом и живыми зоркими глазами представляется Суворов в последние годы жизни, когда читаешь его биографию. Суворовский образ, созданный Черкасовым, несомненно, станет одним из любимейших образов советского кино. Фильм «Суворов» исключительно тепло встречен зрителем. Такая встреча вполне закономерна. Это прекрасный фильм, показывающий героическое прошлое русского народа, рисующий сильные, волевые характеры, глубоко патриотический фильм, воспитывающий безграничную любовь к нашей родине. «Пролетарская правда», 21 февраля 1941 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1