Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

48 Падение Парижа* Трудно точно определить жанр этого волнующего произведения советской литературы. Это и правдивые мемуары умного очевидца и активного участника, событий, это горячий и острый репортаж наблюдательного и страстного журналиста, это, наконец, большое произведение подлинного художника слова, который с огромной силой выразительности запечатлел в художественных образах тяжелую трагедию французского народа. Советский писатель Илья Эренбург последние годы прожил во Франции. Он хорошо знает эту страну, он любит ее культуру, ее прекрасный, благородный и жизнерадостный народ. Собственными своими глазами, зоркими глазами художника, проницательными глазами советского человека он наблюдал последние месяцы существования третьей республики, ее распад и крушение. Именно это придает его художественному произведению неопровержимую силу документа, документа, разоблачающего подлинных виновников гибели Франции, документа, звучащего приговором правящим кругам французской буржуазии, ставившей свои личные интересы, интересы своего кармана, своего честолюбия выше народных и государственных интересов, документа, клеймящего политиков, которые презирали и ненавидели свой парод и боялись его больше, чем боялись врагов своей родины. Вышла только первая часть романа. Действие начинается примерно в 1934 — 35 годах и доведено пока только до осени 1936 года. В первой части еще ничего не говорится о войне, о поражении, о разгроме. Это как бы пролог, рассказывающий о событиях, предопределивших крушение Франции. В этой части рисуется яркая и правдивая картина борьбы политических и социальных сил Франции, борьбы, проходившей в парламентских залах и на заводах, в кабачках и на фермах, в портах и на улицах и, наконец, даже в семьях. Мы видим Париж в боевые дни политического подъема, когда зарождался народный фронт, мы видим его в дни кровавых событий в Абиссинии, мы видим его в дни войны в Испании, когда лучшие сыны французского народа прощались с семьями и шли помогать испанским братьям в их героической благородной борьбе за честь и свободу родины. На этом коротком, богатом политическими событиями отрезке времени вырисовывается целая галерея ярких, правдиво написанных и сильных своей правдивостью образов. Здесь и представитель одного из «двухсот семейств», подлинных властителей буржуазной Франции, финансист Жюль Дессер, ненавидящий народ всей силой своей мелкой и хищнической души, мечтающий потопить в крови все, что есть в народе передового и революционного. Здесь и буржуазный политик депутат Тесса, мелкий эгоист, чревоугодник, гурман, человек с растленной психологией, ставящий превыше всего свое личное благополучие — слепое и послушное орудие в руках Дессера. Тут и * Илья Эренбург, «Падение Парижа». Роман. Часть 1. Журнал «Знамя», книга третья за 1941 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1