Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

49 социалистический депутат Виар, которому его «социалистические» взгляды служили лишь для того, чтобы проложить дорогу к парламентскому креслу; тут и организатор боевых отрядов реакции Брейтель, авантюрист, политический спекулянт, всей деятельностью которого движет ненависть к народу, вся философия которого выражена в словах: «Да, да, выслушайте меня! Если завтра мне скажут — революция неминуема, я отвечу: откройте границу, пусть порядок наводят враги». Тут, наконец, старый генерал Пикар, бывший национальный герой, впавший в детство от дряхлости, патриотическая ширма и покорная игрушка, в руках Брейтеля. В первой части романа еще ни слова не говорится о падении Парижа, но в ней прекрасно показана предгрозовая атмосфера, когда тучи войны уже нависли над беспечной и веселой Францией, и мы видим, что те, кто стоит у ее политического руля, в трудную минуту предадут французский народ и отдадут ключи от великого города его врагам. Лаконично, просто, но с потрясающей, убийственной прямотой рисует И. Эренбург портреты этих «вершителей судеб» Франции. И так же ярко, так же правдиво рисует писатель и представителей настоящей народной Франции, заставляет читателя крепко их полюбить и с волнением следить за их судьбой. Хороши в романе и чудесный, неиссякаемо жизнерадостный организатор стачки на заводе «Сен» механик Мишо, желающий добиться, чтобы все люди «жили громко, весело, во весь рост», и его подруга, милая умная девушка Дениза, смело уходящая из смрадной атмосферы преуспевающего адвоката Тесса, и учительница Аньесса, изгнанная из школы за то, что она хотела привить своим ученикам подлинную любовь к французскому народу, и веселый инженер Пьер Дюбуа, просидевший вместе с рабочими забастовку на заводе, и суровая старуха Клеманс — мать молодого рабочего, убитого провокаторами. Это настоящая Франция, это настоящий французский народ, народ веселый, творческий, жизнерадостный, это те, которые будут с оружием в руках бесстрашно и героически сражаться за свою родину. «Падение Парижа» — хорошая, серьезная, умная книга. Прочтя ее первую часть, советский читатель с законным нетерпением будет ждать выхода остальных частей романа, отразившего великую трагедию прекрасного французского народа. «Пролетарская правда», 18 мая 1941 года Штукатуры Когда Николай Васильевич вошел в мастерскую, новички толпились в одном из углов, где лежал нехитрый штукатурный инструмент, и спорили. Спорили так горячо, что даже не заметили появления мастера. — Разве это инструмент? —кричал румяный и круглолицый паренек, пренебрежительно толкая ногой деревянные соколки, терочки и лопатки. —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1