Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

51 тренироваться в штукатурном деле, стараясь подражать движениям и приемам мастеров. Иногда штукатуры, неожиданно вернувшись раньше времени, заставали ребят за эти занятием. Им устраивали жестокую таску: не суй нос, куда не просят, не берись не за свое дело. Строек было мало, штукатуров много и невыгодно им было обучать себе квалифицированную смену. — Вот как раньше учили нашего брата! Кровавыми слезами обливались, а учились. Не один клок волос у нас мастера повыдергивали , а мы учились и научились, — заключил Николай Васильевич свой рассказ. Ребята с уважением смотрели на своего мастера . Его рассказ крепко запал им в душу. Через много месяцев, уже в дни выпускных экзаменов многие из выпускников говорили, что в трудные минуты они вспоминали этот рассказ старого мастера, сравнивали прекрасную постановку дела в школе фабрично- заводского обучения с положением ученика в артели на какой-нибудь дореволюционной стройке, и из этого сопоставления рождалось стремление работать хорошо, по-настоящему, так же споро и красиво, как работал их мастер. Николай Васильевич мало рассказывал своим питомцам. Он больше показывал. Что может быть красивей инструмента в руках настоящего мастера, виртуоза своего дела. Когда он брал в руки деревянный соколок, как художник палитру, и, быстро попробовав лопаточкой раствор, начинал бросать его на обитую дранью стену, глаза учеников жадно следили за молниеносным движением его рук. Раствор точно оживал. Он как бы сплошным потоком летел со соколка на стену, летел осмысленно, так, что забивал все пустоты под дранью, крепко льнул к ней и оставлял ровную шероховатую поверхность, на которую легко и крепью ложится последующий облицовочный слой. Ученики изо всех сил старалась подражать своему мастеру, копировать его движения, приемы, позы. Учебные часы проходили незаметно и, хотя на первых порах ребята изрядно уставали, они все же были непрочь поработать и сверх положенного. Только двое — Михаил Т. и Николай Б. — продолжали упрямиться. Нехотя, кое-как выполняли задания, втайне продолжая считать профессию штукатура слишком простой, не настоящей. Но ребята они были толковые, сноровистые. Николай Васильевич чувствовал, что при правильном подходе и из них должны получиться настоящие мастера. Но как к ним подойти? Как их заинтересовать? Мастер решил доказать им, что профессия штукатура не так уж проста и требует немало сообразительности. Для того, чтобы лепить или, как говорят строители, тянуть карнизы, нужны деревянные шаблоны. Мастер показал ребятам, как резать шаблон. Нарисовал трафарет и велел Михаилу по этому трафарету сделать шаблон самостоятельно. Парень нехотя взялся за эту нехитрую, как ему казалось, работу и выполнил ее плохо. Мастер показал шаблон всей группе и высмеял все его пороки, каждую шершавину, зазубрину, неровность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1