Борис Полевой на страницах газеты «Пролетарская правда» (1926 – 1941 гг.)

60 Кажется, трудно, почти невозможно в пределах четырех театральных действий рассказать о всех этих событиях, и тем не менее в пьесе Соловьева о них рассказано ярко, сильно, увлекательно, красиво, поэтическим языком. И хотя на сцене не видно ни больших толп, ни массовых баталий, все время чувствуется могучее дыхание народной, именно народной войны. Спектакль «Фельдмаршал Кутузов» больше, чем творческая удача Калининского театра драмы. В первый раз за весь сезон театр действительно хорошо, монументально, ярко, что называется во весь творческий голос поставил советскую пьесу, и хочется надеяться, что этот спектакль будет поворотным пунктом в работе театра, а несомненный и заслуженный успех этого спектакля заставит руководство театра смелее браться за постановку больших исторических и историко-революционных полотен. Умело, мастерски вводят нас режиссер С. Виноградов и художник Н. Сверчков в этот грозовой и героический период русской истории, воссоздают исторические художественно правдивые картины тех дней. Превосходно играет артист К. Лаврецкий фельдмаршала русских войск Михаила Илларионовича Кутузова, полководца и стратега, сочетавшего в себе мудрость старости с юношеским порывом, огромный полководческий талант с лукавством и предусмотрительностью дипломата, народную мудрость и спокойствие с огромными знаниями. Как живой, встает он перед нами в тонком, умном исполнении Лаврецкого. Все эти черты великого русского полководца передаёт так, что за ними видишь безгранично любящего свою Родину и свой народ, верящего в его мощь и непобедимость. Образ Кузова, соз- данный Лаврецким, хорош и целен. В отечественной войне гигантской фигуре Кутузова была противопостав- лена фигура Наполеона. В пьесе она обрисована более бледно. У артиста В. Брянского, исполнявшего эту роль, было значительно меньше дра- матургического материала. Тем не менее роль эта ему удалась. Конечно, в двух—трех сценах нельзя полно воспроизвести сложный характер французского императора во всех его противоречиях, но все же Наполеон у Брянского получился живым, умным, сильным, хотя немного и неврастеничным. Хороши в спектакле образы двух ближайших сподвижников Кутузова, командующих армиями Барклая де Толли и Багратиона. Тепло, с большим тактом рисует В. Митрофанов трагическую фигуру Барклая, этого храброго генерала, слывшего среди современников трусом, честного патриота, за которым в придворных кругах молва утвердила репутацию изменника. Великолепен пламенный и страстный воин и герой Багратион в исполнении Б. Чукмасова. Жаль только, что в ответственейшей сцене, когда Багратион падает, сраженный осколком ядра, художественный вкус изменяет актеру. Сразу исче- зает простота, которая так пленяет в его игре, и перед нами вместо му- жественного Багратиона—актер из мелодрамы, который, потеряв чувство меры, начинает декламировать, упав на одно колено, вновь привставая и вновь падая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1