Освобождение города Калинина
97 В конце Советской улицы, за Городским садом — площадь Революции. На площадь выходит здание Облисполкома — бывший Путевой дворец Екатерины II. Этот дворец издавна славился как лучшее здание Калинина. Именно с этого здания Казаков начал отстройку города после пожара 1763 года, причем в дальнейшем оно было дополнено таким мастером, как зодчий К. Росси. Изящные, легкие фасады. Тонко прочувствованный характер вспомогательной резиденции, в одно и то же время и представительной, и по- провинциальному уютной. Богатый вестибюль с колоннами из полированного гранита. Еще более богатый двухсветный зал на втором этаже с зеркальными каминами и украшенной тонкой резьбой мраморной отделкой. Сейчас от этого здания остались лишь закопченные стены, мертвые проемы окон и дверей, покоробившиеся от огня железные лестницы, каким-то чудом висящие на воздухе камины второго этажа с отвалившейся мраморной отделкой. Из шести гранитных колонн главного вестибюля стоят лишь четыре. Ни перекрытий, ни полов, ни крыши над головой… С неба на груды развалин задумчиво падает снег, покрывая белой пеленой то, что еще недавно было роскошным дворцом, то, что с такой любовью создавал великий Казаков и дополнял создатель ленинградских ансамблей К. Росси. А среди мусора, которым завалены полы дворцовых кабинетов, — следы тех, кто превратил дворец в руины. Разбитые бутылки из-под шампанского, жестянки от сардин «Торрес» («Сделало и упаковано в Португалии»), ярко расцвеченные стандартные упаковки от папирос, обрывки изделий, награбленных во всех концах Европы… И рисунки… Своего рода «фрески», которыми немцы успели покрыть стены дворцовых кабинетов, когда здесь временно размещался их штаб. Не только обычная солдатская похабщина. Наряду с ней — и произведения офицерской «культуры»: выполненные в блеклых тонах декадентского примитива маки и дамские ножки, вперемежку с силуэтами трехмоторных бомбардировщиков. Полуобнаженная женская фигура в сопровождении корявых стишков: «Сюда стремится вся сила моей радости»… Мог ли предвидеть Казаков, что варвары так осквернят одно из его лучших творений?! Но Калинин славился не только произведениями Казакова. Белая Троица, возникшая во времена Ивана Грозного. Церковь Екатерины за Волгой — мало изученный, но чрезвычайно интересный памятник XVIII века, в котором два разнообразных по стилю корпуса слились в одну, наредкость цельную и живописную композицию. Гостиные ряды — 20 одинаковых корпусов дорического стиля, обнесенных ходовой галереей — типичный образец торгового здания XVIII века. Ряд одноэтажных и двухэтажных жилых домов за Волгой — интереснейшие произведения старинной особняковой архитектуры. «Архиерейский дом» — прихотливый усадебный комплекс с парком, прудом и садовыми павильонами, до войны служивший калининцам городским парком культуры и отдыха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1