Тетрадь молодого критика

100 Татьяна Некрасова Ж ЕМЧУГОМ ПО БАРХАТУ В рамках фестиваля «Музыкальная осень в Твери» состоялось выступление пианиста, заслуженного артиста РФ ВАЛЕРИЯ КУЛЕШОВА. В концерте также приняли участие солистка Тверской филармонии Ольга Орлова и Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» п/у Андрея Кружкова. «Эффект Кулешова» на мировой исполнительской сцене создают его концертные программы со знаменитыми фортепианными транскрипциями шедевров мировой классической музыки. Чьи только произведения не играл этот замечательный музыкант! В его репертуаре Ференц Лист и Владимир Горовиц, Михаил Плетнев и Игорь Худолей, молодой бельгийский пианист Флориан Ноак и недавно скончавшийся американец Эрл Уайлд… Одним словом, Валерий Кулешов – виртуоз чистейшей алмазной пробы. Эффект неожиданности случился сразу: оказалось, что пианист почти полностью изменил программу концерта. Вместо обещанных ранее Сен-Санса и Листа в концерте звучали Бах и Шопен; первое отделение заключила симфоническая фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», сыгранная в фортепианной транскрипции Ф. Ноака. Некоторое недоумение, воцарившееся в зале после объявления новой программы, совершенно рассеялось после исполнения шопеновских Экспромта и Баллады № 1. Невероятно легкие и подвижные пальцы пианиста словно рассыпали «жемчуг по бархату» – в таких выражениях в свое время Михаил Глинка характеризовал фортепианную манеру ирландца Джона Фильда. А октавная техника Кулешова, казалось, вообще не имеет себе равных среди пианистов его поколения. Тем не менее некоторое недоверчивое ожидание в зале все еще чувствовалось. Однако фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского была исполнена потрясающе! Мощное оркестровое сочинение, в котором разворачивается глобальное сражение любви и ненависти, в котором гибнут счастье и красота, было исполнено с такой силой и страстью, что развеяло всякое сомнение в необходимости его фортепианной транскрипции. Казалось, закроешь глаза – и звучит оркестр во всем богатстве его тембровых красок; откроешь – на сцене сидит только один музыкант. Во втором отделении прозвучал Двойной клавирный концерт Моцарта Es-dur, написанный в Зальцбурге после возвращения композитора из Парижа. Биограф Моцарта Герман Аберт замечает, что Вольфганг сочинил его для себя и своей сестры Анны Марии (в семейном кругу ее звали Наннерль, и она была на пять лет старше брата). Однако в музыке младший брат чувствовал себя старшим по отношению к сестре – это было хорошо слышно в диалогах обоих солистов – Валерия Кулешова и Ольги Орловой. В первой части преобладал дух озорного соревнования, которое исполнители продемонстрировали в полном блеске, сидя за роялями напротив друг друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1