Тетрадь молодого критика

107 Алексей Крылов О ПЕРА «В ОЦЦЕК » В ПОСТАНОВКЕ Д М. Ч ЕРНЯКОВА: ОБЫДЕННОСТЬ НАСИЛИЯ И НАСИЛИЕ ОБЫДЕННОСТИ 8 О том, что опера «Воццек» Альбана Берга является одной из самых значимых в ХХ столетии, можно судить уже по количеству интерпретаций, осмысливающих ее идейное содержание. Эти попытки принимали разнообразные жанровые очертания – от трагедии маленького человека до экзистенциальной притчи. Воццека жалели, ему сопереживали, погружались в мир его безумия и страшных галлюцинаций. Постановка Дмитрия Чернякова (2009) проявила в этой опере одну из актуальных для нашей современности проблем, которую можно охарактеризовать как проблему насилия. Тема насилия лежит в основе всей оперы, преломляясь в ней по-разному. Точкой, в которой пересекаются тематические линии, становится сам Воццек, терпящий оскорбления и унижения со стороны Капитана, служащий материалом для экспериментов Доктора, и в то же время сам являющийся источником насилия в отношениях с другими персонажами. Наиболее сложный характер взаимоотношений складывается у Воццека с Мари. С одной стороны, общение с ней не выходит за рамки его роли главы семейства (Воццек приносит деньги в дом, ревнует свою возлюбленную и т. п.), с другой – именно Мари становится его жертвой. Если персонажи вокруг Воццека являют собой одушевленные и неизменные в своих очертаниях типажи, то в нем самом происходит цепочка внутренних изменений: от восприятия себя как жертвы в первом акте до позиции палача – в третьем. Качественные изменения в Воццеке (путь от жертвенности к позиции палача) призваны отобразить насильственную природу социальных взаимодействий, а также динамику интериоризации-экстериоризации насилия, где в конечном итоге Воццек становится безумцем – «чистым» его (насилия) проводником. Реальность для него упрощается до оппозиции жертва-палач, а фундаментом такой «реальности», как мы увидим, выступает именно насилие. Через Воццека оно проходит путь от своего зарождения и поиска жертвы до конкретной реализации. Несмотря на образные изменения персонажей перед нами не повествование в классическом смысле. Время здесь не длится, а реальные события могут и не происходить. (Скажем, чувство ревности, как и притеснения со стороны власти могут существовать в воображаемой реальности, т.е. они составляют части ролей, которые в тех или иных ситуациях человек, как существующий в рамках уже заданных систем поведения, играет). 8 Премьера оперы «Воццек» А. Берга в постановке Дм. Чернякова (дир. Т. Курентзис) состоялась в Большом театре 26 ноября 2009 года – второй раз в России после ленинградской постановки 1927 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1