Тетрадь молодого критика

110 Сцена убийства Мари становится кульминацией оперы. От нее к первой встрече Воццека с Капитаном протягивается арка, подытоживающая происшедшее. Родство этих двух сцен очевидно: перед нами вновь ритуальное действо, в котором преобладают элементарные формы взаимоотношения: игра палача и жертвы. На этот раз роли распределены иначе. Воццек находится на месте Капитана, в его руках плеть — инструмент страха и подавления, Мари — жертва. Почему становится возможным убийство? Мари является носителем христианской морали. Она надеется получить прощение, как и Мария Магдалина, с образом которой она себя соотносит. Однако, применяя к себе моральную норму, Мари открывает доступ к осуществлению над ней насилия (подобно Воццеку, цитировавшему Библию в 1-й сцене 1-го акта, после чего Капитан смог приступить к экзекуциям). В сцене с Мари Воццек подражает поведению Капитана, его речь спокойна и уверенна. Мари нарушила предписание морали и в этой ситуации совершенно беззащитна: земля норовит уйти из-под ног (стул, на котором она стоит, иллюстрирует метафору), в кромешной тьме она слепа с повязкой на глазах, а тело не покрыто. Воццек усиливает ее облик «падшей» женщины, что с одной стороны уже является унижением и формой насилия, а с другой дает возможность для совершения наказания: заставляет надеть платье, в котором Мари танцевала с Тамбурмажором, размазывает помаду по ее лицу. Как предвестие убийства в момент восхода луны в оркестре звучит лейтгармония Воццека, сопровождаемая звуком «h» в крайних регистрах. По словам Берга, этот тон служит в сцене формообразующим элементом — он как бы скрепляет материал. Но есть в тоне «си» и другой смысл. Последние ноты в партии Мари в момент ее смерти — как раз крайнее верхнее и крайнее нижнее «си» , что подчеркивает связь тона со смертью конкретного персонажа. Однако, Воццек не сразу воспринимает ее смерть. После убийства он несколько раз оглядывается на тело — на фоне «си» в крайних регистрах звучат квинты Мари (одна из ее музыкальных характеристик). Кульминационная точка — осознание смерти, приходится на музыкальную интерлюдию между этой и следующей сценами. Обращение к элементарной музыкальной единице, к отдельному тону звучит одновременно величественно и устрашающе. В момент tutti на одной ноте «си» ослепляющей вспышкой до сознания Воццека доходит мысль о преступлении против главного запрета — запрета на убийство. Эта мысль станет отправной точкой для безумия и последующего самоубийства Воццека. Еще несколько слов о связи Мари с Воццеком. Как подчеркивает Тараканов, музыкальная характеристика Мари родственна характеристике Воццека (с. 192). Она является неточным обращением аккорда Воццека ( e-g-h- dis у Воццека и f-a-c-e у Мари). Другие тематические элементы являются её производными (например, уже упоминавшиеся в описании сцены убийства «квинты Мари»). Там же Тараканов говорит о женском варианте темы (с. 190). Что он подразумевает под женским ? Европейская культура со времен греков говорит о женском как о пассивном и претерпевающим воздействие, соотнося

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1