Тетрадь молодого критика

112 Кристина Мартынова Б ОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ КОНТРАСТЫ Т ВЕРСКОГО Р ОЖДЕСТВЕНСКОГО Ф ЕСТИВАЛЯ 15 января 2017 г. на сцене Тверской академической филармонии состоялось торжественное открытие XIV Рождественского фестиваля хоровой музыки. Традиционно фестиваль проходит при поддержке Правительства Тверской области, Комитета по делам культуры, Тверской епархии и регионального отделения Всероссийского хорового общества. Фестиваль продлился 5 дней, объединив лозунгом «С верой в III тысячелетие» три концерта, среди которых значился и благотворительный — для людей с ограниченными возможностями, состоявшийся в Кафедральном Воскресенском соборе Твери. У лозунга Рождественского фестиваля есть своя история. Первоначальный синтаксис «С верой — в III тысячелетие» был призван подчеркнуть духовную направленность фестиваля, и звучал, если можно так выразиться, «вероутверждающе». Новый же вариант переставил акцент, отделив веру в Бога и веру в III-е тысячелетие как непересекающиеся понятия, отчего теперь не ясно о какой именно вере идет речь. Исчезновение, как оказалось, увесистого знака препинания определенно должно быть связано с необходимостью смягчить столь явный призывно-религиозный подтекст лозунга, обозначив фестиваль как религиозно-просветительский, а не духовный, каким, скажем, является Московский Рождественский фестиваль, и каким изначально задумывался Тверской. Стремление достичь компромисса между светской и православной культурой, так естественно выразившееся в содержании лозунга, стало одной из причин полистилистики фестиваля. Трудно представить себе мероприятие областного значения, в котором бы так тесно сошлись самодеятельность и академизм, но, вероятно, в этот раз каждый исполнитель нашел своего слушателя или наоборот. Так или иначе, зал восторженно принимал все контрасты, предложенные ему организаторами фестиваля. Одним из контрастов Рождественского фестиваля является выступление детских хоров наряду со зрелыми профессиональными коллективами. Участие детей в концертах обусловлено многими причинами: это и доминанта традиции, на которой держится хоровое искусство вообще; и попытка подготовить почву для развития профессионализма в области; и, конечно, предпочтения аудитории: слушателя легко подкупает чистый детский голос, в коллективном бессознательном связанный с образом ангела. В этот раз общее впечатление от детских хоров было крайне неоднозначным: слушатель успел и умилиться детской непосредственности, с которой маленькие артисты конфузились, слыша свою случайную фальшивую ноту, и восхититься истинно ангельскими голосами, и услышать вовсе недетское детское пение. При этом в среде младших участников фестиваля контрасты, а соответственно и проблематика современного хорового искусства в целом, проявились гораздо острее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1