Тетрадь молодого критика

113 Так, на фоне претензий на академизм большинства художественных руководителей детских коллективов во втором отделении Открытия Рождественского фестиваля появились колоритные гости, впервые выступавшие в Твери, — Детский музыкальный театр Осташковского Житенного монастыря «Потешки». Когда хор вышел на сцену, по зрительному залу прокатилась волна недоумения: мы привыкли думать, что самодеятельности не место на сцене филармонии, преданной академизму и лишь изредка изменяющей ему с джазом, а уж если художественный руководитель читает свой текст-связку по бумажке, то избалованный слушатель обязательно скривит губы. Но воспитанники Осташковского Житенного монастыря захватили своей откровенностью, активностью, разыграв на сцене целый вокальный спектакль. Благодаря их живому пению, во втором отделении концерта, наконец, появился настоящий Рождественский дух, та радость, к которой призывали строгие дяди и тети, исполнявшие каноны и тропари. «Потешки» показали многогранный материал на основе пения a cappella, многоголосного и двухголосного хора, в общем — весь спектр вокальных возможностей, при этом голоса 12-ти детей заполняли зал бо́льшим объемом, чем, скажем, голоса 30-ти профессиональных хористов, выступавших в первом отделении концерта. Безусловно, обработки колядок, частушек и других произведений фольклорной тематики, взорвали зал на фоне духовных песнопений и академической музыки, преобладавших в репертуаре предыдущих участников концерта. Стоит отметить, что эйфория первого зрительского впечатления проходит, когда узна́ешь, что воспитанники монастыря занимаются вовсе не в кружке монастырской самодеятельности, где всем заправляют строгие матушки, а в профессиональном театре, художественный руководитель которого – Аркадий Боруцкий, воспитавший несколько поколений молодых артистов. Соответственно, легкость, с которой воспитанники держатся на сцене, исходит отнюдь не от детской непосредственности и вовлеченности в игру, когда совсем не страшно и со сцены Тверской академической филармонии «иго-го» крикнуть, а от вышколенности, профессионализма и зрелости программы. Конечно, обо всем этом организаторы зрителю предпочитают не сообщать, и правильно делают — публика любит быть слегка обманутой. Постоянный же участник Рождественского фестиваля – Концертный хор Хоровой школы мальчиков и юношей города Конаково в очередной раз не обманул ожидания слушателя. Выступления коллектива давно трудно называть детскими, так как поют мальчики с особенным профессиональным «заделом», что, безусловно, является заслугой его руководителей Натальи и Вадима Махновских, поднявших хоровое исполнительство в Конаково на очень высокий уровень. У конаковского хора есть свой стиль, чувствующийся с первого дирижерского жеста, с первых звуков, а потому участие хоровой школы в открытии фестиваля определило, наверное, основной контраст всего мероприятия, противопоставив мальчиков и юношей не только детским коллективам области, но и профессиональным хорам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1