Тетрадь молодого критика

114 Этот особый «конаковский» стиль вполне уловим и материален, он проявляется даже в подборе программы. Во втором отделении открытия фестиваля Конаковский хор профессионально представил «Зиму» А. Шнитке, снова внеся контраст в концерт неортодоксальной хоровой традицией, с ее острыми шпилями тяготений, успешно пройдя по шнитковским диссонансам хотя бы и в сопровождении фортепиано. Как и «Потешки», мальчики и юноши исполняли колядку «Ах, ты, Порушка, Параня». Конаковский хор продемонстрировал более широкий диапазон и бо́льший разрыв между голосами, раздвинув, таким образом, звуковое пространство, отчего колядка, прозвучавшая в многоголосии «Потешек» легко и игриво, приобрела характер монастырски-монументальный. При этом в замысел руководителей вовсе не входило углубление в архаику: добиваясь эффекта нарастающего исступления, дирижер как будто старался ускорить движение с каждым новым проведением рефрена, но хор пришел к убедительной коде-апофеозу в прежнем темпе. Тем не менее, можно считать, что тон фестиваля на открытии был определен не «пастельным» выступлением хозяев сцены — камерным хором «Русский партес», а яркими детскими коллективами, обозначившими компромисс светского академизма и духовного театра в соответствии с общим лозунгом мероприятия. Даже не все профессиональные хоры смогли поддержать заданную детьми планку. Концерты фестиваля отличались различными исполнителями еще и потому, что среди слушавшихся на одном дыхании были и приглушенные программы с более линейным, простым репертуаром. Выступление Камерного хора Тверского музыкального колледжа имени М. П. Мусоргского трудно отнести к какой-либо крайности, так как студенты качественно преподнесли произведения разной сложности, выстроенные в четкой градации от одухотворенного пролога в виде «Песни Богородице» до яркой коды, исполненной a cappella, — обработки народной песни «Во лузях». Все это было представлено публике в безусловной академической манере. Несмотря на то, что в репертуаре хора присутствовало и современное произведение, («Хвалите имя Господне» тверского композитора Н. Балашовой), коллектив продемонстрировал хорошую хоровую школу, явившуюся результатом кропотливого труда их бессменного руководителя Людмилы Никодимовны Быстровой. Оставленная «на десерт» песня «Во лузях» прошла с намеком на блеск, и благодаря поддержке хорового братства нынешних и бывших студентов колледжа, присутствовавших в зале, произведение прозвучало «на бис» с бо́льшей радостью и энергией. Стремление к качественному исполнению уже на другом уровне проявил хор «Русский партес». Если во время торжественного открытия фестиваля Губернаторский хор обошелся неполным составом и «Стихирой» А. Лядова, то на заключительном концерте фестиваля коллектив завершил первое отделение так, что даже самый закосневший обыватель захотел бы остаться до конца. «Странное Рождество видевше» Г. Свиридова в исполнении хора «Русский партес» породило самый глубокий контраст всего мероприятия, придав ему ту силу воздействия на слушателя, к которой фестиваль естественным образом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1