Тетрадь молодого критика

115 стремился, — духовно-просветительскую. Внутри пустого квинтового пространства фраза «Высокий Бог, на земле явился…» действительно заполняла объем высоко, где-то под самым потолком, благодаря сопрано, держащим звук в воздухе и не дающим ему упасть. Речитатив басов, «смиренный человек», заставил каждого в зале поверить в то, что и он рожден таким же смиренным человеком, а скорбное «аллилуйа» в финале дало ответ – для чего. Безусловно, в первую очередь, все это — заслуга глубокого в своей лаконичности произведения, проникновенной музыки Г. Свиридова; пронзительной для нашего времени идее смиренного человека перед Высоким; и наконец, точности толкования и исполнения произведения «Русским партесом» под руководством А. В. Кружкова. На этом контрасты фестиваля не закончились. Общее условие участия в Рождественском фестивале — исполнение многоголосных хоровых произведений, пение a cappella и наличие в репертуаре фольклорных обработок, стало причиной возникновения одного из фестивальных контрастов: для многих (в особенности детских) хоров фестивальные требования оказались слишком высокими, а потому несоответствующая уровню хористов программа в их исполнении прошла практически незамеченной или даже вызвала у просвещенного слушателя негативную реакцию. С другой стороны, для коллективов, имевших «у руля» более предусмотрительных дирижеров и хормейстеров, даже двухголосные произведения с сопровождением фортепиано звучали более ярко, так как пришлись по силам и детям, и взрослым. Тот факт, что подобная проблема вообще имеет место быть, в первую очередь, связан с разным уровнем подготовки руководителей и дирижеров. Ни для кого не секрет, что львиная доля успехов хорового коллектива зависит от качеств личности дирижера: то, насколько дирижер вовлечен в процесс исполнения отражается на качестве звучания хора. Естественно, что бо́льшим успехом пользуются активные, эмоциональные руководители, способные своим настроем заразить и хор, и зал. Конечно, это не исключает и вопроса о том, как и где готовятся хоровые кадры. Современная тенденция такова, что наиболее талантливые выпускники учебных заведений Твери, продолжая свое обучение в столице, стараются там и остаться, а не возвращаться домой для работы с местными хорами. Откровенно говоря, работа в Твери и области – не самое выгодное дело, у многих коллективов даже нет возможности проводить регулярные репетиции в связи с отсутствием постоянного помещения. Таким образом, омоложения хормейстерского состава не происходит, и из года в год слушатель приходит на концерты, где исполняются хоры из всем известных русских опер, выученных наизусть даже самой публикой, и наблюдает пропахший нафталином строгий крупный дирижерский жест. По словам художественного руководителя и главного дирижера Тверской филармонии А. Кружкова, «омоложения» и «обновления» требует также и хоровой репертуар, так как удобных для хора и при этом ярких и интересных для публики классических хоровых произведений не так много. Поэтому Рождественский фестиваль ежегодно становится благоприятной площадкой для проведения разного рода экспериментов. Доброй рождественской традицией

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1