Тетрадь молодого критика
119 (учителя композиции А.В. в Московской консерватории), «идею создания крупного хорового коллектива подсказал своему бывшему ученику, почти не имевшему средств к существованию», именно он. При встрече он одобрил его занятия с хором красноармейцев: «Вот это – настоящее!» – «Да ведь хор-то всего из двенадцати человек, и получаю я просто чепуху…» – «А ты постарайся, доведи хор до пятидесяти человек». «Саша с величайшими усилиями довел его до шестидесяти человек и показал К. Е. Ворошилову… И возник знаменитый Краснознаменный ансамбль, о дальнейшем процветании которого нет нужды говорить». Стоит вспомнить, что в начале XX века на волне революции именно хоровая песня становится самым популярным жанром. Наверняка, такой хормейстер, как Александров, нашел бы себя и без ансамбля. Может бывший учитель, когда давал интервью, и хотел откусить кусочек известности ученика, но вот то, что создать ансамбль стоило Александру Васильевичу усилий – факт неоспоримый. Для ансамбля Александром Васильевичем было много чего написано: и «Несокрушимая и легендарная», и «Бейте с неба самолеты», и «Песня победы» – открываешь список произведений, и сразу плакаты советские перед глазами пестрят. Конечно, всем известно, что произведения эти заказные, но «не стреляют» они сегодня не от того, что Александрову приходилось писать не по вдохновению, а по просьбе «товарищей», а от того, что текст песен безнадежно устарел и отдельно от эпохи не воспринимается. В период регентства Александров получал задания сочинить и разучить с хористами песнопение к тому или иному церковному празднику, что своего рода тоже заказ, и, в отличие от, скажем, «Войны священной», эти хоралы мало кому известны. Кстати, произведения, написанные в Твери, уже напоминают и «Войну священную», и «Гимн», и я попробую объяснить, почему. Например, в песнопении на довольно известный, даже в светской среде, текст «Разбойника благоразумнаго» соло альта становится выразительным только благодаря смене гармоний в хоре. С одной стороны, слушатель представляет молящегося в окружении ангелов, а с другой стороны, тот, кто знаком с академической камерной музыкой, вспомнит, что та же идея лежит в основе инструментального концерта, только не того, где солист с оркестром соревнуется, а того, который придумали романтики, когда дали оркестру поддерживающую функцию. Тот же принцип лежит в основе всех хоровых песен и прочно впаян в нашу с вами генетическую память. Заявление совершенно серьезное, понятие музыкальной генетической памяти действительно существует, как минимум на страницах работ ученых. Столпы гармоний должны ассоциироваться у слушателя с соборностью, общностью большой толпы, устремленной в данный момент за мелодией, что, кстати, является еще одной причиной популярности хоровой музыки. Консерваторский преподаватель Александрова, все тот же Василенко, считал, что студент «не обладал блестящими композиторскими способностями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1