Тетрадь молодого критика

119 (учителя композиции А.В. в Московской консерватории), «идею создания крупного хорового коллектива подсказал своему бывшему ученику, почти не имевшему средств к существованию», именно он. При встрече он одобрил его занятия с хором красноармейцев: «Вот это – настоящее!» – «Да ведь хор-то всего из двенадцати человек, и получаю я просто чепуху…» – «А ты постарайся, доведи хор до пятидесяти человек». «Саша с величайшими усилиями довел его до шестидесяти человек и показал К. Е. Ворошилову… И возник знаменитый Краснознаменный ансамбль, о дальнейшем процветании которого нет нужды говорить». Стоит вспомнить, что в начале XX века на волне революции именно хоровая песня становится самым популярным жанром. Наверняка, такой хормейстер, как Александров, нашел бы себя и без ансамбля. Может бывший учитель, когда давал интервью, и хотел откусить кусочек известности ученика, но вот то, что создать ансамбль стоило Александру Васильевичу усилий – факт неоспоримый. Для ансамбля Александром Васильевичем было много чего написано: и «Несокрушимая и легендарная», и «Бейте с неба самолеты», и «Песня победы» – открываешь список произведений, и сразу плакаты советские перед глазами пестрят. Конечно, всем известно, что произведения эти заказные, но «не стреляют» они сегодня не от того, что Александрову приходилось писать не по вдохновению, а по просьбе «товарищей», а от того, что текст песен безнадежно устарел и отдельно от эпохи не воспринимается. В период регентства Александров получал задания сочинить и разучить с хористами песнопение к тому или иному церковному празднику, что своего рода тоже заказ, и, в отличие от, скажем, «Войны священной», эти хоралы мало кому известны. Кстати, произведения, написанные в Твери, уже напоминают и «Войну священную», и «Гимн», и я попробую объяснить, почему. Например, в песнопении на довольно известный, даже в светской среде, текст «Разбойника благоразумнаго» соло альта становится выразительным только благодаря смене гармоний в хоре. С одной стороны, слушатель представляет молящегося в окружении ангелов, а с другой стороны, тот, кто знаком с академической камерной музыкой, вспомнит, что та же идея лежит в основе инструментального концерта, только не того, где солист с оркестром соревнуется, а того, который придумали романтики, когда дали оркестру поддерживающую функцию. Тот же принцип лежит в основе всех хоровых песен и прочно впаян в нашу с вами генетическую память. Заявление совершенно серьезное, понятие музыкальной генетической памяти действительно существует, как минимум на страницах работ ученых. Столпы гармоний должны ассоциироваться у слушателя с соборностью, общностью большой толпы, устремленной в данный момент за мелодией, что, кстати, является еще одной причиной популярности хоровой музыки. Консерваторский преподаватель Александрова, все тот же Василенко, считал, что студент «не обладал блестящими композиторскими способностями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1