Тетрадь молодого критика

126 Татьяна Башилова Нина Дроздецкая ОТ БАХА — К ШНИТКЕ 21 марта в концертном зале Тверской академической филармонии состоялось Открытие XXVIII фестиваля «Под знаком великого Баха». В концерте выступил скрипач Иван Почекин с оркестром Тверской филармонии «Российская камерата» (дир. Андрей Кружков). В программе – сочинения Баха, Тартини и Шнитке. Иван Почекин (р. 1987) – российский скрипач, победитель III-го Московского международного конкурса скрипачей имени Паганини (2005); солист Московской филармонии. В начале концерта прозвучал Первый концерт И. С. Баха для скрипки с оркестром ля минор в трех частях. Вступительная речь ведущей концерта Галины Петровой разбавляет напряженную тишину музыкальных инструментов – эстетичного белого клавесина и группы струнных. Смиренное ожидание музыкантов, легкое томление: когда же слово передадут музыке? С приятными улыбками на лицах замерли солист и дирижер. Еще пара секунд – и слушатели с головой окунулись в звуковой поток музыки барокко. Солирующая скрипка звучит мягко и аккуратно. Живое и в то же время точное исполнение – с той самой равномерной мелодичностью, с какой и должен исполняться Бах. Ощущение мягкого воздуха в зале – от идеального чувства меры в звучании. Спокойные и внимательные лица слушателей… В своих инструментальных концертах – скрипичных и клавирных – Бах опирался на уже выработанную модель концертов Вивальди, чьи сочинения он высоко ценил. Динамичные крайние части основаны на идее диалога- соревнования солиста и оркестра; в средней медленной части оркестр отступает на второй план, аккомпанируя монологу солиста. Вторая часть баховского концерта воспринимается более теплой и даже уютной. Этакая неторопливая и задумчивая прогулка по старинным улицам Лейпцига, где последние годы жил Иоганн Себастьян Бах. Печальные ламентозные интонации ненадолго появляются в среднем разделе, но быстро сменяются прежним настроением. Третья часть – живая, сильная, подвижная возвращает в основную тональность ля минор. Солист необыкновенно ловко выигрывает мелизмы, кружевами обрамляющие музыку заключительной части концерта. Кто-то из слушателей полностью заворожен процессом; взгляды профессиональных музыкантов в зале крайне внимательны: они как бы вчитываются в технику исполнения солиста. Соната Тартини «Трель дьявола» до наших времен не утратила популярности, благодаря своей драматичности и яркой контрастности музыки. Сам Джузеппе Тартини был выдающимся скрипачом своего времени – эпохи барокко. Ученики передавали друг другу легенду, рассказанную учителем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1