Тетрадь молодого критика

127 Якобы однажды Тартини видел сон, в котором сам дьявол играл на его скрипке. Исполнение было захватывающе виртуозным, музыка – пленительной, и пробудившись, Тартини постарался записать ее нотами. Однако дата дьявольского сна – 1713 год – заставляет усомниться в достоверности легенды. Тогда Джузеппе Тартини исполнился всего лишь 21 год, и создать столь зрелое сочинение он вряд ли бы смог. Позднее отзывы современников об игре скрипача были самые восторженные. Вот, например, что пишет о нем немецкий флейтист Иоганн Кванц в 1723 году: «Тартини извлекал из своего инструмента очень красивый звук. Его пальцы и его смычок в одинаковой степени были ему подвластны. Самые большие трудности он выполнял без усилий. Трель, даже двойную, он выбивал всеми пальцами одинаково хорошо и охотно играл в высоких позициях». К сказанному добавим, что Соната Тартини прозвучала в концерте с каденцией, созданной знаменитым скрипачом Фрицем Крейслером. Виртуозная, изобилующая трелями каденция была исполнена с блеском, не потеряв при этом эмоционального накала тартиниевской музыки. Запомнился выразительный эпизод – дуэт солирующей скрипки и клавесина (арт. Ольга Орлова) – каким изысканным, каким благородным было их совместное звучание! Соната Тартини выстраивается на контрасте медленного и быстрого эпизодов; лирической, даже чувственной темы и активной, утвердительной. На сцену обрушивается гром аплодисментов. Барочное тембровое звучание сохранилось и в исполнении Сонаты № 1 для скрипки с оркестром Альфреда Шнитке. Казалось бы, тот же оркестровый состав, даже клавесин остался – но как неузнаваемо зазвучал барочный оркестр, исполняя сочинение композитора ХХ века! Соната № 1 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке была написана в 1963 году – в самый пик авангардного периода творчества композитора. В 1968-м Шнитке создал оркестровую версию Сонаты; именно она была исполнена в концерте. Сочинение посвящено известному скрипачу Марку Лубоцкому, который явился его первым исполнителем. 13 марта с. г. из Гамбурга пришло печальное известие о кончине Марка Давидовича; отсюда возникло решение музыкантов посвятить исполнение Сонаты Шнитке памяти Марка Лубоцкого. В Сонате четыре части, которые вполне укладываются в традиционный четырехчастный цикл. Однако главная музыкальная тема 1-й части представляет собой серию из 12 неповторяющихся звуков, расположенных по терциям. Эта серия звучит в начале всех последующих частей, каждый раз немного изменяясь, но сохраняя свое терцовое строение. Любопытно, что от части к части изначальная серия становится все более тональной и как бы теплеет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1