Тетрадь молодого критика

11 Наталья Плотникова В ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА — ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЕНЯВКОГО 20 февраля в концертном зале Калининского музыкального училища состоялся концерт лауреата международных конкурсов, скрипача Михаила Ваймана. Он исполнил семь произведений Генрика Венявского. Г. Венявский оставил глубокий след в музыкальном искусстве и как гениальный скрипач, и как самобытный композитор. Леопольд Ауэр отмечал после его смерти: «Ни один скрипач еще не мог его превзойти», а Петр Чайковский находил у Венявского серьезный творческий талант, считая его «очень богато одаренным композитором». Лучшие произведения Венявского выдержали испытание временем и популярны среди широкого круга слушателей. Они наравне с произведениями Паганини неизменно входят в репертуар скрипачей, звучат на конкурсах имени Генрика Венявского. Таковы, например, два знаменитых полонеза Ре мажор и Ля мажор, исполненных в концерте. М. Вайману очень хорошо удалось передать характерные качества этих концертных пьес – романтическую приподнятость, темпераментность, яркость, блеск. Скрипичная партия полонезов сложна, поистине виртуозна. Здесь и двойные ноты, и аккорды, и флажолеты, и стаккато, и стремительные пассажи. Но виртуозность в данном случае нисколько не вредит выразительности, музыка пронизана четкостью ритмов польских танцев. Русский музыкальный критик А. Серов подчеркивал: «Если виртуоз употребляет свою виртуозность на пользу музыке, он поистине велик». Сродни полонезам зажигательное «Скерцо-тарантелла»; однако ее исполнение не оставило столь яркого впечатления. На мой взгляд, исполнителю недоставало отточенности игры, собранности. Во всех жанрах, к которым обращался Венявский, сказывался в большей или меньшей степени польский национальный художник. Особенно ярко национальный колорит чувствуется в мазурках. Как живая картинка сельского праздника прозвучала До-мажорная мазурка. Здесь и характерная для приемов польского народного музицирования гудящая квинта в басу, и типичные мелодические обороты народных наигрышей. Запомнилось исполнение мазурки ре минор. Скрипач как бы заставлял слушателей осмысливать и переживать каждую интонацию этого олириченного танца, следить за движением коротких мотивов – словно обрывающихся, замирающих мыслей-воспоминаний о чем-то далеком и безвозвратно ушедшем. Эта лирическая «страничка» концерта прозвучала очень проникновенно. Излюбленным жанром Венявского была миниатюра, именно в ней сложился его лирический индивидуальный стиль. Но есть у него и более крупные произведения – два концерта для скрипки с оркестром и Фантазия на темы оперы Гуно «Фауст» – ее исполнил в концерте Михаил Вайман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1