Тетрадь молодого критика

128 В зале зазвучал ХХ век: неустойчивая тоскливая мелодия, резкость эмоционального высказывания, пугающая диссонантность звучания, острые сонорные гроздья заставляют слушателей жмуриться и вздрагивать. Мягкость и резкость плотно переплетаются в музыкальной ткани произведения. Насыщенное звучание диссонансов заполняет пространство мраком и вот внезапно – мажор! Красочно, тепло, с надеждой… конфликт затихает, рассеивается в мягких диссонансах. Но резкие аккорды клавесина вновь разбивают возникший образ: такое ощущение, что стекло трескается и распадается на мелкие кусочки. Надежда уходит. Первая скрипичная соната Шнитке воспринимается первой ласточкой его будущего стиля, сочетающего в себе элементы многих других стилевых манер. В дальнейшем полистилистика Шнитке будет изобиловать многочисленными цитатами и аллюзиями (намеками) на различные художественные направления в музыке и иные композиторские стили. Отныне пространство его произведений будет насыщено острыми контрастами и конфликтами различных музыкальных миров и культур. В их напряженной борьбе постепенно формируется слушание и слышание автора, его мироощущение. Кульминацией всего цикла является 3-я часть, где серия предстает темой пассакалии, величавой и строгой формы, возникшей в эпоху барокко. Гармонизованная тяжелыми аккордами, тема пассакалии повторяется 7 раз, укладываясь в неизменный восьмитакт. Но в завершении 3-й части, в призрачном звучании скрипичных флажолетов у солиста внезапно всплывает одна из самых ярких цитат Первой сонаты – танцевальная тема русской «Барыни». Что она означает? Далекое светлое воспоминание, звучащее в высоком небесном регистре? Невероятный лобовой контраст двух музыкальных миров? Как воспринимать эту цитату? Как музыкальное озорство, китч? Ведь ясно же: Пассакалия и Барыня – две вещи несовместные! Однако самым невероятным и парадоксальным образом обнаруживается, что тема «Барыни» интонационно связана с темой серии III-й части Сонаты – строгой барочной пассакалией… Пригрезившаяся «барская» танцевальность во всю силу реализовывается в финале. Основная тема 4-й части тоже оказывается тесно связанной с серией. Это «Кукарача» – мировой музыкальный хит 1950-х годов. Задорная тема «Кукарачи» рефреном мелькает на всем протяжении финала, то превращаясь в танцевальную румбу с ее характерной ритмической формулой (3+3+2), то становясь уж совсем карикатурной пародией на популярный шлягер послевоенного времени… В кульминации финала мощными аккордами у солиста ff звучит еще одна цитата – баховская тема B-A-C-H – от тона С. Она останавливает вакханалию Кукарачи. Баховская тема появляется и в последних тактах Сонаты, оставляя последнее слово за высоким искусством – Музыкой. И она вскоре последовала: «на бис» в концерте вновь прозвучала финальная часть баховского концерта. 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1