Тетрадь молодого критика

139 О джазе сейчас даже неприлично не говорить. Джаз – такое искусство, о котором говорить надо постоянно, потому что оно проникает во все сферы, во все жанры музыки. Джаз нынче звучит и в симфонии, и в симфонической поэме; и в концерте, и в опере – где его только нет! Джаз – очень яркая форма, как бы способ представления музыкального материала. Он интересен ритмически и гармонически тоже очень привлекателен. Лично меня прельщает энергетика джаза, сама импровизация, яркие колоритные темы, колоритные гармонии, необычные темы и формы. И потом джаз – это нечто, рождающееся мгновенно. Джазовые музыканты – уникальные люди: они заранее обговаривают определенные точки целого – тональный план, туттийные моменты, но сама композиция рождается уже в момент исполнения. Поэтому, когда джазовые музыканты садятся играть, они себе очень смутно представляют, какой будет музыкальная композиция. И потом сами себе удивляются: Что это мы такого наиграли! - А как же джазовые стандарты? Ну, правильно. В джазовой музыке эти стандарты рождаются, как Афродита из пены. Допустим, идёт импровизация, звучит джазовый квадрат и потом раз! – прорастает какая-то тема! то есть звучит импровизация с хорошо выраженным мелодическим началом. И эта мелодия остаётся на века и становится еще одним джазовым стандартом; иногда ее даже называют «зелёной темой». У Гершвина полно зелёных тем в его опере «Порги и бес», в его «Рапсодии в стиле блюз»; а сколько их у Дюка Эллингтона или у Луи Армнстронга! Мы сейчас с вами говорим о разных вещах: одно дело стандарты, другое дело – рождение джазовой композиции как таковой. Если стандарта нет, музыканты собираются и играют какой-то квадрат, импровизируют. Потом раз – и вдруг появилась тема в момент импровизации, а поскольку музыканты – люди талантливые, они сразу обращают внимание на нее и начинают уже обыгрывать тему. Я люблю джазовую музыку за её непредсказуемость, за то, что никогда не знаешь, что из неё получится. - Не могу с Вами не согласиться. Какие джазовые композиторы наиболее любимы Вами? Таких вопросов нельзя ставить, потому что джазовые композиторы все хороши! Например, чем плох Исаак Осипович Дунаевский? Или Борис Фрумкин? Или Георгий Гаранян? Это совершенно замечательные музыканты; они написали кучу музыки, сделали кучу аранжировок, написали кучу фантазий, и эти фантазии живут до сих пор. Я люблю и Гершвина, и Армстронга, люблю Дюка Эллингтона…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1