Тетрадь молодого критика

17 Ольга Кучкова В ЫСТУПАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Калининские любители музыки не часто имеют возможность слышать симфоническую музыку в живом исполнении, т.к. в городе нет симфонического оркестра, а приезды гастрольных коллективов случаются редко. Поэтому знаменательным событием в музыкальной жизни Калинина стали гастроли симфонического оркестра Харьковской филармонии. Гости дали три концерта, состоявшихся в зале Дома культуры профсоюзов 25, 26 и 27-го февраля текущего года. Программа второго концерта была целиком посвящена творчеству Сергея Рахманинова; о ней и пойдет речь. Вступительное слово музыковеда Нэллы Сироты ввело слушателей в образный мир рахманиновской музыки, подготовило их к восприятию исполняемых произведений. В первом отделении прозвучали «Симфонические танцы» – произведение, написанное композитором на чужбине и проникнутое глубокой тоской по Родине. В целом оркестр справился с воплощением авторского замысла, его исполнительская концепция была убедительной. Художественного руководителя и главного дирижера оркестра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Алексеева, стоявшего за пультом в тот вечер, отличает благородная исполнительская манера, сдержанность жеста. Слушателей впечатлили оркестровые тутти и сольные выступления инструментов духовой и струнной группы. Особенно хочется отметить соло саксофона – печальную, русского склада мелодию, в которой слышится надломленность, скрытая боль. Характер этой музыкальной темы был тонко прочувствован и верно передан исполнителем. Вместе с тем хотелось бы большей сбалансированности в звучании отдельных оркестровых групп. Иногда казалось, что тембр струнных очень сильно выходил на первый план; им не хватало мягкости звучания. Так было, например, в самом начале произведения; между тем, авторское обозначение динамики там – pianissimo. Отчасти в этом виновата плохая акустика зала, но все же оркестр мог бы гибче реагировать на дирижерский жест. Во втором отделении достойным партнером оркестра стал лауреат международного конкурса пианист Наум Штаркман, который с великолепным мастерством исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова. Наиболее удачной, как нам кажется, была медленная часть, прозвучавшая очень проникновенно. В ней проявилось умение солиста петь на инструменте, тонкая нюансировка и чуткая педализация. Штаркман – необыкновенный лирик по складу дарования. Тем не менее, порой в звучании солиста и оркестра недоставало слаженности; можно было бы пожелать лучшего баланса их звучания. Так, например, оркестром были «съедены» три последних аккорда, завершающих первую часть, а ведь это важная заключительная точка! Иногда оркестр вступал не вместе с солистом, иногда заглушал его, а иногда – наоборот. Например, главная тема первой части, звучащая в оркестре,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1