Тетрадь молодого критика

19 Людмила Урубышева Б УДЕТ ЛИ ОТВЕТ? Возникнув из тишины, слабый одинокий звук мягко заполняет собой все пространство и растворяется, тонет в роскошных креслах. Так же как и прежде, гостеприимный Колонный зал бывшего Дворянского собрания погружается в завораживающее свечение звуковых струй. Сколько людей внимало здесь волшебному пению муз и творческим откровениям композиторов и исполнителей! Сколько музыки звучало – известной и не очень. Да, воистину эти стены могут рассказать о многом… 21 октября 1989 года. Осенний холодный вечер. В зале ярко горит свет, мы присутствуем сегодня на необычном концерте. И примечательность его не в шокирующей малочисленности слушателей, не в заставляющей трепетать известности имен исполнителей, но в его неизвестности . Неизвестности в родном городе. Играет тверской струнный квартет, в союзе с пианистом Анатолием Лапикусом образовавший квинтет. Сейчас на сцене только Наталья Корыстина (скрипка), Александра Францева (альт) и Анатолий Лапикус (фортепиано). Звучит удивительная музыка. Три инструмента, слившись в одну пульсирующую струну, исполняют «Трио для фортепиано, скрипки и альта» калининского композитора Владимира Успенского. Владимир Николаевич тоже находится в зале. Волнуется. В Калинине его произведение исполняется впервые, и кто-то из слушателей быть может сейчас в первый раз входит в неосязаемый мир духовных прозрений композитора. Как отнесутся сидящие в зале к его музыке? Найдут ли звуковые образы контакт со звучащими струнами их души? Воссоединятся ли они в сознании в ту главную идею, которой подчинено все развитие и которая определит в конечном итоге приятие или неприятие творчества композитора? В зале стоит тишина ожидания. В напряженном импульсивном звучании наслаиваются звуки фортепиано. Начальный одинокий звук разрастается, словно раскрывая заложенные в нем энергетические краски. И не в силах преодолеть рамки фортепианной звучности, нависшая звуковая громада рассыпается в волнах пассажей. Из глубин льющегося потока поднимается, рождаемая его энергией, страстная мелодия у альта. Взволнованным тонусом она устремляется вверх, туда, где ее подхватывает скрипка. Отчаянный полет обрывается. Мгновение застывшего ожидания, когда кажется, что порыв, надежда – все рушится. Однако это лишь короткий миг падения. Колокольный звон, скрывающий в себе всю сложность душевного мира, возносит нас на вершину чистоты и вдохновения. В эту минуту и рояль, «заговоривший» голосом иного, не совсем привычного тембра, и пианист, и весь зал – все пространство звучит огромным всечеловеческим колоколом. Незаметно вторгающиеся скрипка и альт возвращают нас в атмосферу непосильных преодолений. На грани отчаяния и надежды стынет в мягком журчании фортепианного сопровождения лирически трепетная тема струнных. Мелодия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1