Тетрадь молодого критика

27 Я же отвожу большую роль мелодическому началу в музыке, горизонтали, полифонии. Но эта полифония относится не только к горизонтали. Полифонизируется также и фактура»… Н.А. проявляет большой интерес к оркестровым сочинениям импрессионистов, в первую очередь к Дебюсси. Шнитке интересен только с точки оркестровки. Произведения Губайдуллиной содержательны, она интересно преподносит и развивает материал; тонко выстроена концепция сочинений. Уствольская – яркий, смелый автор. Концерт для cello – главное произведение Балашовой. 1 часть – традиционное сонатное allegro. Четкие разделы внутри экспозиции, ясные формы. Экспозиция образно контрастная. Черное мрачное вступление – навязчивые аккорды – наша черная реальность. Гл. п. – осмысление этой реальности, осмысление через медитацию, мысль. Она не дает разрешения проблемы, всё опять выходит на круги своя. Побочный раздел – осмысление через чувство. На какое-то время отрываешься от действительности. Но и этот путь никуда не приводит. В заключительной партии – новое качество. Это русское проклятье, неожиданное, наглое, циничное. Экспозиция кончается затишьем, а в разработке опять всё подымается. Шквал. Реприза зеркальная. В заключительной партии соло виолончели – вместо каденции. Побочная партия сокращена, в ее развитии больше полифонии. Постепенно все страсти уходят. Несколько тактов литаврового glissando вводят в раздел главной партии, расширенный по сравнению с экспозицией. Полное смирение, покой. В высоком регистре на фоне флажолетов струнных появляются аккорды, но проходят не целиком. Навязчивость перерождается в медитацию – таков итог. Произведение будет состоять из двух частей, драматургия второй мне пока неизвестна. В цикле романсов на сл. Рубцова большое внимание уделялось мелодии. В выстраивании формы, в интонационном складе было нечто от Свиридова. То, что искалось в этом цикле, сполна проявилось в следующем – на слова Клычкова. Но здесь более естественно соотношение фортепиано и вокала, более насыщенные интонации. Замыслено большое, новаторское сочинение, с фольклором, синтезатором, «со всем на свете». «Что для Вас музыка? – спросил я однажды у Наталии Алексеевны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1