Тетрадь молодого критика

36 Люция Сабирзянова В ЫСТУПАЕТ ТРИО «П ЛЕЙЕЛЬ » Недавно мне посчастливилось побывать на концерте: выступал ансамбль музыкантов «Плейель», приехавший к нам из Германии. С программой удалось познакомиться заранее, поэтому направляясь к зданию 1-й музыкальной школы, я уже знала, что ансамбль состоит из четырех музыкантов: флейтиста Хармута Герхольда, скрипача Хорста Хегеля, виолончелиста Рафаэля Вальтера и пианиста Ульриха Мекиса. Все они преподают в консерватории Оснабрюка; название ансамбля обозначает имя музыканта и современника венских классиков, ученика Йозефа Гайдна – Игнаца Плейеля. Может возникнуть вопрос: почему музыкантов четверо, а ансамбль называется трио? Ответ прост: в их репертуаре всего один квартет, в котором заняты все исполнители; остальные же произведения – трио, с разными вариантами исполнительского состава. Теперь о концерте. Сначала было вступительное слово: так называемый конферансье очень кратко познакомил нас с каждым исполнителем и композиторами исполняемых произведений. При этом он допускал непростительные вещи: запинался, путал имена музыкантов, был не в состоянии правильно назвать имя композитора Мендельсона-Бартольди – всем этим несколько омрачив начало концерта. Но веселая жизнерадостная музыка Гайдна (а именно его «Лондонское трио» звучало первым) полностью согнала первоначальное настроение. Затакт флейты – и понеслись стремительные пассажи главной партии в темпе Allegro moderato. Отметим, что исполнение было достаточно виртуозным. Единственный недостаток, который ощутился сразу – отсутствие согласованности в исполнении, то есть недостаток ансамблевой игры. Казалось, что скрипка, виолончель и флейта играют сами по себе. Тем не менее, музыканты сумели передать дух эпохи и зажигательный юмор гайдновской музыки. Репертуар трио достаточно разнообразен и включает в себя не только произведения венских классиков и романтиков, но и современных композиторов. В концерте прозвучало трио Петериса Плакидиса «Посвящение Гайдну» для флейты, виолончели и фортепиано. Эта юмористическая пьеса включала в себя всевозможные цитаты из произведений великого классика: угадывались особенности его стиля. Музыкальная ткань как бы раскрашивалась современной гармонией и нарочитыми «фальшивизмами», придавая пьесе особую пикантность. Сильное впечатление оставила пьеса Филиппа Гобера из его триптиха «Три акварели». Произведение не было объявлено, и слушателям оставалось только догадываться, что это «Светлое утро». Перед глазами рисовался пейзаж, окрашенный в светлые импрессионистические тона; я с упоением наблюдала игру солнечных бликов на лужайке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1