Тетрадь молодого критика

52 Ольга Капусткина П РОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЬ ЛЮБВИ В Малом зале Тверского музыкального училища состоялась премьера пьесы Ж. Кокто «Человеческий голос», поставленной режиссером Натальей Грибуниной – музыковедом и преподавателем училища Друг Сати, Пикассо, Дягилева, вдохновитель и покровитель знаменитой «французской шестерки» Жан Кокто был разносторонне одаренным и деятельным художником ХХ века. Он писал прозу и стихи, статьи и книги по искусствоведению, пьесы и либретто к балетным спектаклям, создавал декорации и карикатуры, был способным скульптором и театральным режиссером, вошел в историю кино постановкой нескольких выдающихся фильмов. Созданная для драматической актрисы Берт Бови (Berthe Bovy) монодрама «Человеческий голос» была превосходно сыграна ею в 1930 году на сцене Камерного театра в Париже. В основе шедевра Кокто лежит извечная тема: горе и страдания покинутой женщины. Сюжет строится на ее долгом телефонном разговоре с бывшим возлюбленным, который на следующий день должен обвенчаться с другой. Трудность этой необычной роли, охватывающей широчайший диапазон человеческих переживаний, – в огромной эмоциональной насыщенности монолога, предполагающей мгновенную смену чувств, быстрый переход от одного состояния к другому. Кроме того, нельзя забывать, что исполнительница одна ведет игру и находится на сцене, так сказать, безвыходно. В этой роли выступила Татьяна Самарина, актриса Санкт-Петербургского театра им. Комиссаржевской, покорив зрителей своим мастерством. В игре она сумела избежать монотонности в изображении состояния героини, которая уже в самом начале находится на грани отчаяния, – из ее монолога становится ясно, что недавно она пыталась покончить жизнь самоубийством, но вовремя пришедший врач спас ее. Мастерски передан актрисой интонационный диапазон героини. От учащенных, словно задыхающихся фраз она вдруг переходит к длительным паузам или тяжело оброненным – «да», «нет». Женщина постепенно теряет душевные силы, лишается самообладания. Мы чувствуем неотвратимость чего-то страшного, той бездушной темной силы, которая постепенно захватывает героиню, все больше закрывая от нее мир, и так почти несуществующий для нее теперь, с потерей возлюбленного. Женщина и телефон приковывают наше внимание в течение 45 минут. Единственная ниточка, связывающая с жизнью, – телефонный провод, и когда героиня усилием воли заставляет себя прекратить разговор, для нее уже не существует ничего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1