Тетрадь молодого критика

55 Ованесович может «поставить руки» любому человеку, причем делает это так, что потом просто невозможно представить, что скрипку можно держать как-то иначе. Такой результат достигается лишь по прошествии длительного времени. На основе этого родился следующий прием: групповая импровизация. Возник он не случайно. В ходе работы ученикам необходимо было постичь простую и вечную истину – все в мире взаимосвязано, все подчинено высшему Единому началу. Чтобы сделать нечто великое и нужное людям, посмотри вокруг, – гласит одно из древнейших изречений. В жизни молодого музыканта тоже все взаимосвязано: возраст тесно взаимодействует с видом доминирующей деятельности: дошкольник как бы импровизирует, младший школьник сочиняет, в отрочестве он уже способен к интерпретации. «Сочинять музыку могут все дети, – считает Степан Ованесович. – Совсем необязательно, чтобы появился новый Моцарт или Бетховен. Главное – раскрыть творческие возможности ребенка, чтобы он понял: музыка – это искусство, а в искусстве нельзя только выполнять задание – нужно творить. Импровизация пробуждает творчество. Дети учатся играть в ансамбле, слушать друг друга, сливаться с остальными в единое целое. Импровизация требует умения перехватывать стиль партнера и работать в нем». Музыкально-общественная деятельность Мильтоняна обширна и разнообразна. Поистине неисчерпаема его жизненная энергия. Он организовал Российскую ассоциацию педагогов-струнников, которая стала членом Европейской организации в Брюсселе. Недавно в Твери прошел V-й скрипичный фестиваль, посвященный памяти тверского скрипичного мастера Василия Ивановича Белоусова, инициатором которого тоже был С. О. Мильтонян. Прошедшим летом состоялся так называемый «Скрипичный лагерь», посвященный проблемам ансамблевого исполнительства. Он собрал около 80 человек не только из Твери и Тверской области, но и из других российских городов. В романтической обстановке, на берегу чудесного озера звучала музыка самых разнообразных скрипичных ансамблей. Многое угадывается за плечами этого человека и невольно хочется заглянуть поглубже, «на самое дно». С осторожностью и любопытством спрашиваем: Как Вы думаете, что такое талант? На лице Степана Ованесовича появляется улыбка: «Лучше, чем Генрих Густавович Нейгауз, не скажешь. Талант – страсть! Абсолютно уверен: талантливы все люди; каждый человек индивидуален и неповторим. Неоткрытый талант – вина педагога; значит, не увидел, не рассмотрел. Чаще всего мы называем талантливым того человека, у которого способности находятся на поверхности. Однако большинство составляют люди, талант которых запрятан глубоко, и необходимо во что бы то ни стало обнаружить, открыть его, даже если это сопряжено с большими трудностями. Мне интересно работать с такими учениками, потому что высшая цель педагога – воспитание личности». 1995

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1