Тетрадь молодого критика

60 Ульяна Стратонитская П ОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ, КОМУ ПОНРАВИТСЯ Когда вокруг все серо и обыденно, когда золотая осень сменяется тусклой дождливой порой, и кроме будничной рутины, ничего не окружает, хочется чего-то особенного. Иногда даже и не подозреваешь, что это особенное где-то рядом. Казалось бы, что может быть необычного в нашей Тверской филармонии, на этой неотдыхающей от концертов и репетиций, сцене, в этом по-домашнему знакомом зале, где в эти же мягкие кресла садятся одни и те же люди. И все-таки… 12-го октября здесь состоялся концерт, 7-й по счету из цикла, посвящённого шубертовской музыке. Организации этого концерта мы обязаны Александре Францевой, руководителю струнного филармонического квартета. Стимулом для создания такого цикла явилась знаменательная дата – 200-летие со дня рождения Франца Шуберта. А задачу музыканты поставили себе просто грандиознейшую: сыграть всю камерно-инструментальную музыку, сочиненную композитором! Организовать подобное мероприятие было довольно сложно, т.к. исполнению редких произведений иногда предшествовало переписывание нот самими музыкантами. Но их вера и энтузиазм, а также убежденность в том, что в камерном творчестве воплотился истинный Шуберт, подарили нам семь вечеров знакомой и неизвестной, но бесспорно прекрасной музыки. По правде говоря, в начале концерта настроение у меня было довольно скептическое. Ручка скользила по бумаге, оставляя сумбурные мысли об исполнении, и находила скорее недостатки, чем достоинства. «Пять танцев» для струнного квартета прозвучали несколько тяжеловато. Складывалось впечатление, что музыканты волнуются и волнуются слишком сильно. Особенно в этом отношении преуспевал первый скрипач, у которого после долгих треволнений в 5-м танце выпал из рук смычок, что, впрочем, не помешало исполнению, а у слушателей вызвало легкую доброжелательную улыбку. Мой скепсис усилила ведущая, которая долго и многозначительно переносила пульты (как потом оказалось, не туда, куда нужно), а затем объявила: «Сонатина Ре мажор опус 137, сочинение 1 для скрипки и фортепиано; исполнители Илья Ткаченко и Леонид Блок». Я занесла ручку над бумагой и замерла: полилась романтическая мелодия, немного наивная и сентиментальная, но такая простая и проникновенная, что рука опустилась и мне захотелось слушать. А послушать было что: и рояль, и скрипка порадовали красивым, «тембристым» звуком, разнообразием динамики и хорошим ансамблем. Благодаря этому Сонатина пролетела на одном дыхании. Антракт. Скептицизм сменился сомнениями: что меня ждет дальше? А дальше, как оказалось, ожидало самое важное – Трио Es-dur опус 100. Оно было написано Шубертом в 1827, незадолго до смерти. Впервые исполненное такими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1