Тетрадь молодого критика

86 Ирина Соколова Р ИТМ СЕРДЦА В МУЗЫКЕ БАХА 12 октября в Тверской академической филармонии на XXXIX фестивале «Музыкальная осень в Твери» прошел вечер органной музыки. В концерте принял участие солист Московской академической филармонии, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Гарри Гродберг. Программа концерта была целиком посвящена музыке И.С. Баха. Мой интерес к этому событию возрастал по мере приближения даты концерта, поскольку впервые я познакомилась с органной музыкой Баха еще в детстве, в 9-летнем возрасте. Тогда она показалась мне чересчур однообразной. Сейчас было интересно сравнить впечатления себя той, и себя нынешней. Помню, что в 9 лет я напряженно считала трубы филармонического органа. Они блестели и переливались разноцветными огоньками. Тогда я насчитала их девяносто восемь. Первое, что сейчас сделала, попав в зал филармонии – проверила свои расчеты. Органных труб было столько же, и все они блестели на своих местах. Концерты Гарри Гродберга сегодня самые посещаемые. Вот и теперь, все места заняты, наступила ожидающая тишина. На сцену вышел сам Гарри Яковлевич. Этот человек, несколько усталый с виду, излучает добро и свет; ими наполнено и его исполнение. Маэстро сел за орган. Первой исполнялась «Токката и фуга в дорическом стиле». Музыка потрясла меня сразу. Она лилась из всех девяноста восьми труб нескончаемым мощным потоком и переносила в далекое баховское время, в протестантский собор, где великий композитор провел большую часть своей жизни. Звучал орган, а я слышала еще и хор. Четкое ведение голосов в органном исполнении давало ясность, где звучит верхний голос хора, где нижний, а где в музыкальную ткань вплетается средний. Потом они соединились вместе в грандиозной кульминации…Прозвучал последний аккорд, а внутри меня все продолжало петь, восторгаться и восхищаться. В первом отделении прозвучали также Партита фа минор и Прелюдия и фуга ля минор для органа. Наступил антракт, и я подвожу для себя итоги: - во всех произведениях, сложных и различных по характеру, Гарри Гродбергу удалось великолепно передать замысел Баха; - зал полностью был поглощен музыкой, в антракте многие обсуждали ее, восхищаясь мастерством органиста. Меня поразило, что улыбка не сходила с лица Гарри Гродберга. Создавалось впечатление, что играть на органе очень просто. Однако, это далеко не так. Орган – весьма сложный инструмент, с несколькими мануалами для рук, клавиатурой для ног, разнообразными регистрами, которые надо переключать, чтобы разнообразить тембровое звучание. Наверное, поэтому органисту-исполнителю нужен помощник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1