Тетрадь молодого критика

90 Александр Лабырич Г ЛАВНЫЙ ОРКЕСТР СТРАНЫ ВЫСТУПИЛ В «П РОЛЕТАРКЕ » 22 октября в рамках фестиваля «Музыкальная осень в Твери» состоялся симфонический концерт, в котором выступил главный оркестр России – Государственный Академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова. Последние годы художественным руководителем и дирижером ГАСО является народный артист РФ Марк Горенштейн, который считает себя продолжателем исполнительских традиций, заложенных Светлановым. И тем не менее, сейчас можно заметить много нового, ценного, интересного, что утвердилось в концертной практике коллектива ценой тщательной и кропотливой работы маэстро М. Горенштейна. Во-первых, изменился репертуар оркестра. Программа концерта была ориентирована на исполнение выдающихся произведений западноевропейской классики, а не шедевров отечественной музыки, в основном звучавших при Светланове. Более того, в программе «пролетарского» концерта акцент был сделан на музыкальные произведения немецкой симфонической традиции, которая была установлена еще Бетховеном. И увертюра к опере «Тангейзер» Рихарда Вагнера (1845), и «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса (1903), исполненные в концерте, обнаруживают между собой большое сходство. И, прежде всего, это слышно в предпочтении обоих композиторов, оказываемому тембрам медных духовых инструментов. Если «медь» Вагнера завершает увертюру плотным и мощным звучанием, то нотная партитура «Домашней симфонии» Штрауса буквально «под завязку» насыщена медными духовыми. К основному составу там добавлены 8 валторн и 4 саксофона, у которых много солирующих музыкальных фраз. Во-вторых, обращают на себя внимание молодые музыканты, которые сейчас составляют большинство оркестрового коллектива ГАСО. Главный оркестр явно помолодел, и это замечательно. Значит, будут новые исполнения, и станет возможно реализовать самые смелые идеи Марка Борисовича Горенштейна. Между двумя великими Рихардами – Вагнером и Штраусом – прозвучал очень популярный в скрипичной концертной практике 1-й концерт М. Бруха в исполнении Ивана Почекина, молодого музыканта-виртуоза, недавно завоевавшего первую премию на престижном конкурсе имени Н. Паганини. Концерт произвел хорошее впечатление на тверскую публику прежде всего мягкой и лиричной исполнительской манерой И. Почекина, и она наградила музыканта щедрыми аплодисментами. В конце отделения «на бис» скрипач исполнил Адажио соль минор для скрипки соло И. С. Баха. Однако, оркестру не удалось развернуться и прозвучать во всю свою силу и мощь. Этого ему не позволила крайне плохая акустика концертного зала «Пролетарки». Тщетно в поисках лучшего звучания слушатели в антракте меняли свои места с партера на балкон и наоборот – оркестр звучал приглушенно с любого места. Сценическое пространство поглощало в себя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1