Тетрадь молодого критика

92 Александр Лабырич В О ИМЯ ЛЮБВИ И ВЕСНЫ Преподаватель Тверского музыкального училища Э. Б. Хазанов 7 в недалеком прошлом являлся оперным режиссером и работал во многих театрах страны. В его послужном списке значится более сотни поставленных спектаклей. Эдуард Борисович согласился ответить на наши вопросы. - Вы уже говорили, что окончили факультет оперной режиссуры Ленинградской консерватории. Кого из преподавателей Вы считаете своими учителями по специальности? Моим первым учителем был Эммануил Осипович Каплан – у него я учился азам своей специальности. Назову также Георгия Николаевича Гурьева, который преподавал у нас «Основы режиссуры». У него мы учились технологии своей профессии. Своим учителем считаю также Евгения Николаевича Соковнина – в прошлом ученика великого Леонида Баратова. - Как известно, в советскую эпоху господствовала цензура, которая зачастую диктовала не только репертуар, но и позицию режиссера в оперном театре. Как удавалось Вам сохранять творческую независимость? Какие постановки удавалось сделать вопреки существующему положению вещей? Все оперные режиссеры в тот период работали в так называемом «репертуарном театре». Это театр, который планирует главного режиссера и постановки спектаклей, которые приносили бы прибыль, и в то же время отвечали бы определенным идеологическим установкам. При этом оперный театр должен был иметь в репертуаре классику, современную, «забытую» или не известную оперу, а также детские музыкальные спектакли. За год обычно делались две постановки классических опер, одна – современной оперы и два детских спектакля. Требования к режиссеру в театре подразумевали также и небольшие выездные спектакли, которые в материальном плане обеспечивали театр и труппу. Небольшой оркестр и малый актерский состав ездили по городам, где проходили спектакли; приходилось давать театральные представления и в колхозах. Чаще всего это были либо музыкальные комедии, либо оперетты. При таких обстоятельствах отстоять свой репертуар было невозможно, если ты, конечно, не главный режиссер. Рядовым же режиссерам приходилось делать то, что им поручалось. При этом никаких возражений не принималось. Если, допустим, поручалось поставить оперу, ну, скажем, «Евгения Онегина» Чайковского, то не согласный с этим режиссер мог предложить какую-нибудь 7 Эдуард Борисович Хазанов преподавал в Тверском музыкальном училище игру на духовых инструментах и вел курс «Мастерство актёра» на вокальном отделении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1