Тетрадь молодого критика

93 другую оперу этого же композитора, не уступающую «Онегину» по статусу – например, «Пиковую даму». В моей работе над музыкальным спектаклем был случай, когда я предложил к постановке свой выбор. В оперном театре в Донецке в 1975 г. нужен был спектакль, который обеспечил бы хороший сбор. И я предложил поставить мюзикл В. Колло «Любовь по-американски». Этот спектакль целый год «кормил» театр, потому что на другие ходили мало. Что касается постановки спектакля по собственному вкусу – могу сказать, что я всю жизнь мечтал поставить оперу Альбана Берга «Воццек», но это мне так и не удалось. «Пробить стену» практически не получалось ни у кого, особенно у молодых режиссеров. Собственно поэтому я и ушел из оперы. В драматическом театре легче было, и можно было предложить что-то свое. И все же, вопреки давлению сверху, мне удалось поставить спектакль, который я хотел. Это была опера Кирилла Молчанова «Ромео, Джульетта и тьма», написанная в 1966 г. Но это мне удалось не потому, что я такой герой. Просто надо было делать диплом, и на него меня пригласили в Киргизский оперный театр. В это время я оканчивал режиссерский факультет Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. В Киргизию меня позвали с видом на будущее, поскольку руководство театра видело во мне в дальнейшем главного режиссера. Я дал согласие на условии, что поставлю именно эту оперу. Однако, спектакль не сразу вышел на большую сцену. Мы СЕМЬ (!) раз сдавали его худсовету. Я принципиально настаивал на постановке, потому что до этого спектакль «провалился» три раза – в Москве, Минске и Ленинграде. А у нас в Киргизии этот спектакль получился, и мы привезли его в Москву на так называемую декаду, на которую представляли свои последние работы театры из различных республик и городов СССР. Наш спектакль имел успех и достаточно большой резонанс в музыкально- театральном мире. - Опера «Ромео, Джульетта и тьма» Кирилла Молчанова является камерной оперой. Какие, в связи с этим, были сложности? В это время, известный оперный режиссер Борис Александрович Покровский, работавший в Большом театре, решил организовать Камерный оперный театр. Министр культуры Е. А. Фурцева поддержала его инициативу. Однако, на новый театр понадобились деньги, и их где-то необходимо было найти. Ситуация же в то время была такова: каждый из 32-х оперных театров СССР должен был поставить одну камерную оперу в год; считалось, что одного этого спектакля как бы и достаточно. Я находился тогда во Фрунзе (ныне Бишкек) и делал свой дипломный спектакль – ставил камерную оперу Кирилла Молчанова «Ромео, Джульетта и тьма». И вот случилось нечто неожиданное: постановочные деньги, предназначенные для камерного оперного спектакля, были сняты и отданы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1