Библиотеки тверского села. Вып 17

33 изменили и сельскую библиотеку. Это, с одной стороны, хорошо, — наши сельские библиотеки включены в общий поток развития цивилизации. Но когда в библиотеку приходит человек старшего возраста, который пользуется еѐ услугами несколько десятилетий, этим читателем модернизация библиотечной работы не всегда оценивается положительно. А юный читатель ищет в библиотеке привычные ему цифровые форматы. Будущее сельских библиотек зависит от будущего села. Мы знаем, что Россия велика, разнообразна. И сѐла в нашей стране разнообразны и в меридианном, и в широтном измерении. Даже в нашей Тверской области условия развития библиотеки зависят от того, насколько глубоко на периферии она расположена. Я работаю как раз в таком сельском филиале, который находится в глухой глубинке. Без каких-либо производств и без школы. По логике закона об экономии средств, малая Осташковская сельская библиотека, в лучшем случае, должна стать пунктом обмена книг для небольшой когорты читателей. И библиотекарь сюда будет приезжать из райцентра раз в неделю на пару часов. Единственное, что может этому помешать — общественное мнение, общественная оценка. И в этой ситуации сельская глубинка играет положительную роль! Постоянные, коренные жители деревни, не всегда самые активные читатели. Но они сохранили в себе общинное чувство малой родины, родной земли, отечества. И если библиотека в сознании сельского сообщества стала необходимым для всех элементом культуры, то будущее такой библиотеки оптимистично. Сельская библиотека никогда не выиграет гонку за первенство в распространении актуальной информации. Ресурсы у нас не те, да и целевая аудитория иная. Безусловно, библиотека на селе должна применять все современные технологии, работать в информационном поле, в цифровом формате. Но это — не самоцель, а средство, чтобы стать уникальным жизненно необходимым центром сохранения и развития сельской культуры. Культура — это, прежде всего, память. В современном мире продолжает действовать общественный инстинкт сохранения исторической памяти и еѐ передачи новым поколениям. А сельские библиотеки являются единственными организациями, которые аккумулируют всѐ разнообразие форм фиксации и сохранения истории края. Здесь у нас конкурентов нет! Историческое краеведение определяет неповторимое лицо каждой сельской библиотеки. Весь краеведческий массив должен стать эксклюзивом, которым владеет конкретная библиотека. Вместе с тем, что эти документы должны быть открыты для пользователей и доступны, оцифрованы, нужно решать правовую проблему их использования третьими лицами. Пример — коммерческое использование краеведческих наработок библиотеки туристическими фирмами, профессиональными экскурсоводами без отсылки к первоисточнику, часто с искажением исторических фактов и биографий исторических личностей. Библиотеке нужно смелее отстаивать права первоисточника. Вступать в дискуссию при искажении истории края. Библиотека должна быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1