Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

11 власти Северная Монголия оказалась между двумя мощными государствами, которые к концу XVII века её «по-братски» и поделили. Фактически к 1689 г. она перестала существовать как суверенная территория, превратившись по воле маньчжу- ров во Внешнюю Монголию, и русским пришлось иметь дело уже не с монгольскими тайшами (родоплеменные вожди), а с могущественной империей Цин. Летом 1689 г. русское посольство направилось в Нерчинск, где в последний день уходящего года был подписан Нерчинский трактат – первый в истории договор между русским и китайским государствами. По этому трактату устанавливалась только грани- ца по Амуру, граница же по Селенге так и осталась не определён- ной и на местности не устанавливалась (13). Этот факт отнюдь не способствовал установлению мира и спокойствия в регионе, и временное затишье, наступившее на период переговоров, вновь сменилось суровыми буднями: стычками, угонами скота, провокациями, переходами одних тайшей в подданство великим государям, а других, наоборот, – в «мунгальскую» землю (14). Период, когдаСевернаяМонголия превращалась в самую тогда дальнюю часть сибирских владений Российской империи, – инте- реснейшая, полная драматизма и подвигов история становления государственности на отдалённой восточной окраине России (15). В завершение главы цитата из письма Николая Дабаевича Бадмаринчинова, коренного бурят-монгола, родившегося со- всем рядом с древним Селенгинском: «Вся южная Бурятия – табангуты, сартулы, атаганы, хатагины, цонголы, населяющие Селенгинский, Кяхтинский, Джидинский, часть Бичурского райо- на (Бароно был либо цонголом, либо табангутом), – в конце 17 в. были только что перешедшими на русскую сторону чистейшими монголами, сородичами Сердюкова, которые после проведения границы стали называться бурятами. Сердюков монгол в той же мере, как и подавляющее большинство нынешних бурят» (16). 1. На допросе в СвятейшемСиноде Сердюков отвечал 23 сентября 1723 г. Значит, отец его погиб около 1692 г., уже после пленения самого Бароно. 2. О вере Михаила Ивановича подробно написано в главе «Какой веры был М.И. Сердюков». 3. В русском государстве вплоть до 1700 г. применялось летосчисление «от сотворения мира» и отсчёт месяцев начинался с сентября. Во всех доку- ментах до начала XVIII в. при обозначении годов первая цифра, как правило, опускалась: например, вместо 7198 г. писали 198 г. При переводе летосчис- ления «от сотворения мира» на современный Григорианский календарь «от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1