Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

115 А первые барки Гжатского и Верхневолжского караванов иногда уходили из Твери впереди тверских. Летний – суда, преимущественно пришедшие из Рыбинска, где самая деятельная нагрузка производилась от вскрытия рек до 20 июня. Отпор Тверецкого шлюза для летнего каравана на- значался не позже 20 июня. Осенний – суда с низовьев Волги и зазимовавшие, не дохо- дя до Твери. Для провода осеннего каравана Тверецкий шлюз открывали не позже 20 августа (3). Судоходство на Вышневолоцкой системе существовало двух видов: взводное – вверх по течению – и сплавное – вниз. При смене сплавного на взводное и наоборот барки переоснащались. Переоснастка с взводного на сплавное заключалась в том, что с судна снимали руль и мачту, а вместо них устанавливали спе- реди и сзади по две потеси. Устраивались «полати», на которых лоцман и судорабочие с помощью потесей управляли баркой. Реки, и Тверца и Цна, мелководные летом и осенью. Глубина их, особенно на порогах, не превышала 10 – 15 см. Гидросоо- ружения Вышневолоцкого водораздельного участка: каналы, плотины, бейшлоты – и предназначались для регулирования расхода воды, накапливали её в водохранилищах, а затем по мере надобности отдавали во время пропуска караванов. Для подъёма каждой барки по Тверце требовалось 10 лошадей с 4 коноводами. Ходовая бечева крепилась к мачте судна. Весной по полой воде барки тянули по верхнему искусственному бечевнику, по одной левой стороне, а в прочее Каменная труба на верхнем искусственном бечевнике, левый берег р. Тверцы напротив д. Колокольня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1